Блокада Ленинграда: Осада города зимой 1942/43 года

06.10.10 21:47Мировая война: легендарные сражения - Блокада Ленинграда
Печать

Блокада Ленинграда: Осада города зимой1942/43 года

   Пережив страшную зиму 1941/42 года, власти Ленинграда прилагали все силы, чтобы усилить сеть его оборонных сооружений. Снабжение Ленинграда по Ладожскому озеру стало более организованным, удалось даже создать надежные наземные линии связи с советскими тыловыми районами. А тем временем немецкие бомбы и артиллерийские снаряды продолжали падать на город.

 

 

Пока Красная армия в 1942 и 1943 годах
вела упорные бои, чтобы снять блокаду

города, Ставка использовала опыт этих боев на
других участках фронта и постоянно усилива-
ла и углубляла оборону Ленинграда1. В конце
концов вокруг города были созданы четко вы-
раженные оборонительные пояса, эшелониро-
ванные в глубину и оборудованные многочис-
ленными противотанковыми препятствиями,
артиллерийскими позициями и сложной си-
стемой перекрывающих друг друга зенитных
позиций и огневых полей. Основой обороны
в первую половину 1942 года стала система
непрерывных рвов, соединявших отдельные
батальонные оборонительные районы, опор-
ные пункты и другие, менее крупные оборо-
нительные линии в единую сеть сооружений,
которые оказывали друг другу огневую под-
держку. Батальонные оборонительные районы,
состоявшие из стрелковых батальонов, орудий-
ных установок и хорошо развитой системы
окопов, а также линий связи, составляли так-
тическую основу каждого отдельного оборо-
нительного пояса.

За последние месяцы 1942 года Ленинград-
ский фронт увеличил мощь и эластичность
обороны города, главным образом за счет улуч-
шения оборонительных работ. Под руковод-
ством инженеров фронта жители Ленинграда
построили дополнительные сооружения на
южных, юго-восточных и северных окраинах

Танки Т-34 проезжают по улицам Ленинграда,
направляясь с завода прямо на фронт. Ленинград
был крупным промышленным центром, который
производил в течение всей Второй мировой войны
10 процентов всей промышленной продукции
страны. В его пригородах, например, располага-
лось более 500 заводов

города, которые образовали главные и вспо­могательные оборонительные пояса, а также ряд позиций и укрепленных районов в оборо­нительных секторах 42, 53, 55-й армий и Нев­ской оперативной группы2.

Во второй половине 1942 года Ленинград­ский фронт наконец завершил создание не­прерывной системы оборонительных поясов вокруг города. Ее основой стали три пояса, окружавшие сам город, и несколько вспомога­тельных линий и отдельных позиций, соеди­нявших эти три пояса, которые были оборудо­ваны многочисленными инженерными соору­жениям и И фортиф! I кациями. К этому времени фронт смог обеспечить защитниками все три пояса на полную глубину3. Части из первого и второго эшелонов оборонявших Ленинград армий и их укрепленных районов занимали первый и второй оборонительные пояса, ре­зервы фронта и армии — третий и вспомо­гательные линии и отдельные позиции, а по­зиции в самом городе были заняты войска­ми НКВД. Такая система обороны позволяла армиям перебрасывать живую силу и воору­жение в боковых направлениях и в глубину, улучшала снабжение боеприпасами и давала лучшую защиту от немецких артиллерийских и воздушных налетов. К концу 1942 года у фронта уже хватало ресурсов, чтобы органи­зовать всю оборону на основе полевых укре­пленных районов (Г1УР), которые имели свой транспорт и были более мобильными, чем укре­пленные районы, существовавшие в начале войны.

Артиллерия Ленинградского фронта. Бал­тийский флот и Ладожская флотилия помо­гали оборонять город, улучшив организацию контрбатарейного огня против немцев. Он за- 1 1 1

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image79.jpeg

Солдаты готовят орудие к обстрелу немецких по­зиций. Орудие представляет собой 1 52-мм пушку-гаубицу образца 1 937 г. Она имела даль­ность стрельбы 17,2 километра и скорострель­ность 4 выстрела в минуту. Многие из таких гаубиц были захвачены немцами в 1 941 г.

ставил немцев отвести свою артиллерию на 10—15 километров от фронта и прекратить ча­стые обстрелы Ленинграда. Балтийский флот и Ладожская флотилия сконцентрировали свой огонь на немецких войсках, коммуникациях и линиях снабжения, а флот к концу 1942 года добился своего господства в Финском заливе. Ладожская флотилия защищала пути снаб­жения, шедшие по озеру, что помогло создать запасы продовольствия и топлива, которые позволили городу выжить зимой.

Число вооруженных рабочих Ленинграда в 1942 году тоже выросло — к концу года в го­роде насчитывалось уже 52 рабочих батальона, в которых служило 26 897 человек, причем бо­лее чем 10 тысяч из них — женщины. В начале 1943 года командующий Внутренней обороной города (ВОГ) рекомендовал Ленинградскому фронту улучшить организацию внутренних оборонительных сил путем формирования 12 рабочих батальонов, которые создавались бы но образцу армейских пулеметных подраз­делений, 40 батальонов, по штабам батальо­нов автоматчиков Красной армии. Говоров одо­брил это предложение и внедрил его в жизнь. После того как в январе 1943 года Красная армия прорвала блокаду и создала узкий ко- 112 ридор, соединявший Ленинград со всей стра­

ной, Ставка 3 апреля приказала Ленинградско­му и Волховскому фронтам зарыться в землю, чтобы оборонять этот коридор и усилить обо­рону города.

Ленинградский фронт, выполняя этот при­каз, превратил оборонные позиции 42-й армии в забетонированный оборонительный пояс, на котором расположились силы ВОГ. Эта мера превратила оборонительную линию, состояв­шую из противотанковых препятствий, а так­же бронированных и деревянных фортифика­ций, в ряд постоянных укрепленных районов. Говоров соорудил также новые фортификаци­онные сооружения и отдельные позиции вдоль восточного берега реки Невы севернее город­ков № 1 и 2. На востоке Волховский фронт также создал непрерывную линию глубоко- эшелонированных оборонительных рубежей с многочисленными опорными пунктами и препятствиями. Глубина этой оборонитель­ной линии составляла 80 километров на пра­

 

вом и 35—50 километров — на левом фланге фронта. Это уничтожило все надежды немцев на захват коридора севернее Синявина или го­рода Волхова.

После ужасного голода, который жите­лям Ленинграда пришлось пережить зимой 1941/42 года, гражданские и военные власти города прилагали максимум усилий, чтобы ликвидировать его последствия и восстано­вить нормальную жизнь, насколько это было возможно в осажденном городе. Одновремен­но они должны были готовить Ленинград к отражению ожидаемого летнего наступления

              Осада города зимой 1942/43 года |

немцев. Это означало, что им нужно было тщательно сбалансировать потребности сол­дат с потребностями сильно сократившегося населения.

Но помимо снабжения Ленинграда продо­вольствием перед властями города возникла еще одна серьезная проблема — как уберечь людей от болезней, причинами которых были плохие условия жизни и весеннее таяние сне­га. После того как сошел снежный покров, обнажились трупы, кучи мусора и отбросов, лежавшие на улицах и дворах. В городе рас­плодилось огромное число грызунов и других

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image80.jpeg

 

| Глава 7             

паразитов. Однако ленинградцам удалось из­бежать вспышек инфекционных заболеваний в течение 1942 года благодаря тому, что власти приняли строгие санитарно-гигиенические меры для их предотвращения. С 27 марта по 15 апреля 1942 года по распоряжению орга­нов городского управления и под руковод­ством партийных работников и руководите­лей заводов горожане очистили все улицы, подвалы, здания, речные протоки и свои дома от мусора и грызунов. В течение широкомас­штабной операции по очистке города более чем 300 тысяч ленинградцев убрали 16 тысяч зданий, 3 миллиона квадратных метров улиц, площадей и аллей и вывезли 982 318 тонн от­бросов и мусора.

Весной 1942 года снова начал функцио­нировать городской транспорт, и жители вер­нулись на свои рабочие места. Власти и об­щественность прилагали все усилия, чтобы увеличить по-прежнему скудные запасы про­довольствия. 15 апреля стали ходить трам­ваи, заработал водопровод, а также многие заводы и канаты, а городские власти велели жителям разводить огороды в любом пригод­ном для этого месте. Во всех парках и на всех пустырях нарезались участки земли, где ле­нинградцы стати выращивать овощи. В целом

200 тысяч жителей города засадили площадь равную 2 тысячам гектаров.

Возобновили свою работу и заводы, хотя и очень медленно. В первую очередь зара­ботали заводы, производившие вооружение и боеприпасы, — им выделялись необходимые ресурсы в первую очередь. В апреле 1942 года военные предприятия выпустили всего лишь 5 пулеметов, 649 пистолетов-пулеметов и около 70 тысяч снарядов и мин, а в мае — уже 150 пулеметов, 2875 пистолетов-пулеметов и более чем 145 тысяч снарядов и мин. Посколь­ку угля и других видов топлива не хватаю, заводы и другие предприятия работали на дровах и торфе. Городские власти в который раз мобилизовали жителей города, и в тече­ние лета они собраш около 1 миллиона ку­бометров топлива. Однако и этого оказалось недостаточно, и тогда власти приказали пу­стить на дрова все здания, непригодные для жилья.

Немецкие артиллеристы готовят свое орудие к обстрелу Ленинграда в июле 1 943 г. (обратите внимание на москитные сетки у них на головах). Помимо снарядов немцы разбрасывали взрыва- тельные устройства, замаскированные под детские игрушки, чтобы подорвать боевой дух жителей города

114

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image81.jpeg

 

Осада города зимой 1942/43 года |

Снабжение города продовольствием и топливом

Осенью 1942 года, по мере того как прибли­жалась вторая блокадная зима, все население города вместе с солдатами и матросами стало готовить к ней город. Все работоспособные мужчины и женщины ремонтировали здания и собирали урожай, составивший 74 656 тонн овощей, что сильно облегчило задачу транс­портировки продовольствия по Ладожскому озеру летом и в начале осени. Чтобы решить топливную проблему, ГКО 25 апреля 1942 года приказал инженерам Красной армии про­ложить сварной трубопровод по дну Ладож­ского озера. 18 июня он был введен в строй, и ежедневно по нему поступало в Ленинград 295 тонн топлива. Длина трубопровода состав­ляла 35 километров, а уложен он был на глуби­не 12 метров. И наконец, в сентябре 1942 года в город стала поступать электроэнергия с Вол­ховской электростанции. Она передавалась по подводному кабелю, тоже шедшему по дну Ладожского озера.

Пока гражданское население и военные при­лагали все усилия, чтобы обезопасить Ленин­град и обеспечить его снабжение. Ленинград­ский фронт и Ладожская флотилия в течение лета с таким же упорством увеличивали по­ток транспорта в город. 9 апреля 1942 года ГКО одобрил новый план транспортного снаб­жения, установив ежедневные нормы пере­возок продовольствия, боеприпасов, военного снаряжения и горюче-смазочных материалов, а также вывоза людей и грузов из Ленингра­да'1. За организацию перевозок и их осуще­ствление отвечала Ладожская военная флоти­лия. Зимой эта флотилия и Балтийский флот ремонтировали суда, а ленинградские судо­строители построили новые баржи, а также буксируемые и самоходные лодки для перево­зок по озеру. Кроме того, командование флоти­лии реквизировало лодки у рыбаков'. На пол­ную мощность работали доки, число которых сильно возросло.

Навигация на озере началась 22 мая — в этот день пароход «Гидротехник» отбуксиро­вал караван барж из Кобоны в Осиповен. Вско­ре после этого в стопятидесяти километровый путь из Новой Ладоги в Осиповен и двадца­тидевятикилометровый из Кобоны в Осипо­вен пустились и другие суда. Первый полный конвой покинул Новую Ладогу 28 мая. С мая по 31 декабря 1942 года более 200 судов пере­везли в общей сложности 765 801 тонну грузов, одна половина которых представляла собой продовольственные товары, а другая — уголь, смазочные материалы и военное снаряжение6.

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image82.jpeg

В отчаянном стремлении выжить в блокаду многие люди занимались воровством, особенно после крупных воздушных налетов и артобстрелов. Для того чтобы ситуация не вышла из-под контроля, молодым коммунистам, вроде тех, что изображе­ны на снимке, было выдано оружие и предостав­лено право арестовывать людей, подозреваемых в совершении краж

Из продовольствия в Ленинград везли глав­ным образом муку, зерно, макароны, масло, жиры, мясо, сахар, консервы и шоколад. По­сле начала навигации на Ладоге резко возрос­ла эвакуация заводского оборудования и ква­лифицированного технического персонала. Так, в течение лета флотилия вывезла из Ле­нинграда 539 597 человек и 287 721 тонну промышленного оборудования. На обратном пути суда перевезли на Ленинградский фронт 310 тысяч солдат пополнения, что помогло пре­вратить город в огромный военный лагерь.

Речные перевозки значительно пополнили запасы продовольствия в городе, что помогло избежать нового голода зимой 1942/43 года и позволило промышленным предприятиям возобновить свою работу.

Но, поскольку в течение всего 1942 года Ленинград находился в тисках блокады, ли­нии снабжения необходимо было защищать, и в первую очередь от воздушных налетов про- 1 1 5

 

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image84.jpeg

тивника. Летом немцы, готовясь к операции «Нордлихт», пытались сорвать снабжение го­рода путем бомбардировок портов и конвоев, шедших через Ладогу и по Финскому заливу из Ленинграда в Ораниенбаум.

Немцы возобновили воздушные налеты 4 апреля — в этот день они подвергли мощной бомбардировке корабли Балтийского флота и Ладожской флотилии. 24, 25 и 27 апреля они совершили налеты на городской порт', ко­торые сопровождались сильным артобстре­лом. Однако самым массированным налетам с воздуха Ленинград подвергся в начале осени 1942 года, когда Гитлер приказал Манштейну

Ленинград был крупным центром тяжелой про­мышленности. На этом снимке мы видим токарные станки, которые загружаются на грузовики для эвакуации. Эти станки стояли на Станкиловском заводе, который немцы с 1 941 по 1 943 год под­вергали усиленным обстрелам, поскольку он про­изводил вооружение

Прямо из покрасочного цеха на фронт. Колонна самоходных гаубиц СУ-122, которые выпускал Кировский завод вЛенинграде, проходит мимо Триумфальной арки, напоминающей о прошлых победах русского оружия. В ходе войны партий­ная пропаганда стала все чаще и чаще обращать­ся к славному прошлому русской армии

 

 

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image85.jpeg

овладеть городом. В одном только сентябре немецкие самолеты в ходе нескольких налетов сбросили в районе Кобоны 120 бомб. В тече­ние осени они совершили в общей сложности 122 дневные и 15 ночных бомбардировок, в которых участвовало от 80 до 130 самолетов, и сбросили на город 6400 бомб. Однако совет­ские зенитчики и летчики-истребители сбили много самолетов люфтваффе, причем число их все время увеличивалось, в результате чего количество немецких воздушных налетов и число участвовавших в них бомбардировщи­ков резко снизилось. В конце концов налеты перестали наносить советским судам, пере­возившим топливо и продовольствие, сколько- нибудь ощутимый ущерб — было повреждено лишь 0,4 процента кораблей, а немцы потеря­ли при этом 160 самолетов.

Защита Ладожского озера

Сухопутная оборона южного берега Ладож­ского озера, а также западных и восточных подходов к нему до середины января 1943 года оставалась очень важным звеном в системе за­щиты водных путей, поскольку немецкая ли­ния фронта проходила по южному берегу озе-

Этот военный покупает билет на концерт, во вре­мя которого исполнялась Седьмая симфония Шо­стаковича. Такие культурные события в течение всех 900 дней блокады были очень популярны среди защитников Ленинграда, как военных, так и гражданских, напоминая им омирной жизни

ра в опасной близости от города. В 1942 году Ладожская флотилия держала отряд моряков в крепости Орешек, расположенной напротив Шлиссельбурга, для защиты юго-западного берега озера и гарнизон моряков на острове Сухо, который защищал юго-восточный берег. Войска Ленинградского и Волховского фрон­тов обороняли сухопутные подступы к линиям снабжения, в особенности дорогу и сеть желез­нодорожных путей между Новой Ладогой и Волховом. Во время навигации 1942 года Ла­дожский водный путь функционировал нор­мально, главным образом благодаря эффек­тивной организации обороны, несмотря на то что условия навигации в том году были очень сложными из-за частых штормов, сильного волнения и немецких воздушных налетов и артобстрелов.

Разозленные тем, что им не удается пре­рвать или хотя бы замедлить поток грузов, перевозимых по озеру в Ленинград, немцы несколько раз пытались предпринять прямое 1 1 7

 

 

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image86.jpeg

нападение на советские суда, чтобы сорвать снабжение города. Например, в апреле и мае 1942 года они убедили финнов перебросить на озеро небольшой отряд военно-морских судов и амфибий8. В следующем месяце советская разведка обнаружила присутствие этих судов, а также 3 тысячи диверсантов-десантников, проникших в порты Сортавала, Лахденпохья и Импилахти или прятавшихся в их окрестно­стях. Кроме того, в августе немцы переброси­ли группы барж для высадки десанта в Кекс- гольм, а в конце сентября начали вести раз­ведывательную и диверсионную деятельность на озере. 27 сентября они установили на пути конвоев магнитные мины и перерезали ком­муникации западнее острова Сухо. Говоров ответил на это размещением отряда моряков, насчитывавшего 100 человек и имевшего три 100-мм орудия, на острове Сухо. В октябре финны предприняли две попытки высадить на этом острове десант, но оба раза потерпели неудачу9.

Когда в конце 1942 года началась зима, не­мецкие войска, оборонявшие Мгинско-Синя- винский выступ восточнее Ленинграда, еще крепко держали в своих руках все сухопут­ные пути, ведущие в город. Казалось, что ле­нинградцам во время приближающейся зимы снова придется рассчитывать только на ледо­вую дорогу, Дорогу жизни. Никто не забыл еще ужасов прошлой зимы, поэтому жители 1 1 8 города и власти удвоили свои усилия, чтобы

Моряки Балтийского флота несут патрульную службу. Флот оборонял Ленинград с помощью своих корабельных орудий и орудий, установлен­ных на береговых батареях. Суда этого флота охраняли побережье от возможной высадки вра­жеского десанта с амфибий со стороны Финского залива

не допустить повторения катастрофы, обру­шившейся на Ленинград в ту зиму. Однако в 1942 году ситуация была не такой катастро­фической, и этому способствовало четыре, а затем и пять взаимосвязанных факторов.

Во-первых, и это, конечно, очень печаль­ный факт, из-за того, что огромное число ле­нинградцев умерло в прошлую зиму, а многие были эвакуированы летом, в Ленинфаде в ноя­бре 1942 года проживало значительно меньше людей, чем в ноябре 1941 года. Сейчас городу нужно было кормить только 700 тысяч чело­век гражданского населения и около 420 тысяч военных. Во-вторых, ленинградцам в 1942 году удалось создать гораздо более значитель­ные запасы продовольствия, чем они имели в

  1. году. В-третьих, зима 1942/43 года была гораздо мягче, чем предыдущая. Морозы в
  2. году начались позднее, и поэтому навига­ция и перевозки по озеру завершились только 27 ноября, а в некоторых местах на севере озера, где лед встал позже, даже 7 января 1943 года. В-четвертых, несмотря на более поздний ле­достав, власти имели богатый опыт эксплуа­тации ледовой трассы, которого у них не было

 

              Осадагорода зимой 1942/43 года |

в предыдущую зиму. И в-пятых, в середине 1943 года Красной армии удалось наконец прорвать блокаду.

Когда озеро наконец замерзло, Ленинград­ский фронт и Ладожская флотилия использо­вали опыт, накопленный во время прошлой зимы, для улучшения работы дороги и начали сооружать железнодорожные пути в качестве дополнения к существующей дороге, что по­могло избавиться от трудоемкой, требующей большого времени перевалки грузов из же­лезнодорожных вагонов на баржи. Инженеры Красной армии начали строительство дороги одновременно с двух концов — с запада и с востока — и к середине января проложили 15 километров путей в западном районе озе­ра. Однако, после того как войска Красной армии в январе 1943 года пробили сухопут­ный коридор в Ленинград, инженеры прекра­тили сооружение ледовой железной дороги и стали прокладывать ее по сухопутью, внутри этого коридора, несмотря на то что он был очень узким и находился под постоянным об­стрелом немецкой артиллерии10. Но, несмо­тря на то что строительство железной дороги, шедшей по льду, было прекращено, инженер­ная служба продолжала расширять п улуч­шать ледовые автомобильные трассы.

Ледовая дорога

Несмотря на поздний ледостав и частые от­тепели, движение по ледовой дороге началось

    1. декабря. Первый караван прошел по ней
    2. декабря, но 160 грузовиков везли всего по 300 килограммов груза. Позже, 27 декабря и 8 января, по дороге прошли колонны в не­сколько сотен машин, но после этого наступи­ла оттепель, лед стал тоньше, и движение было остановлено11. Оно возобновилось 12 января, но снова прекратилось 30 марта — Ленинград­ский фронт закрыл дорогу в связи с наступле­нием весны. В течение зимы 1942 года дорога функционировала всего 101 день, с 20 декабря по 30 марта, а большие караваны могли прохо­дить по ней только в течение 97 дней. За этот период было перевезено 210 745 тонн грузов, в основном продовольствия и боеприпасов, и более 200 тысяч сотрудников заводов и мир­ных жителей12. Даже после того, как вошла в

На снимке мы видим капитана Григорьева со снай­перской винтовкой в руках. Он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Григо­рьев и его люди принимают у себя делегацию ком­мунистов Октябрьского района Ленинграда, кото­рые приехали для поднятия боевого духа бойцов. Погоны были введены в Красной армии в 1943 г.

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image87.jpeg

Артобстрелы и бом­бардировки продол­жали нести разруше­ние и смерть и увеличивали ужас положения, в котором очутились ленинград­цы. Квартиры, рас­положенные над за­колоченным досками продовольственным магазином, который изображен на снимке, были разрушены пря­мым попаданием сна­ряда. Вагоны, стоящие у дома 1 19 по про­спекту 25 Октября, вывезли большую часть обломков и мусора

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image88.jpeg

строй железная дорога в Шлиссельбургском коридоре, ледовая трасса функционировала как надежная линия снабжения Ленинград­ского фронта. Немцы всю зиму продолжали ее бомбить, даже после того, как Красная ар­мия захватила узкий участок суши, ведущий в город, но не смогли нарушить движение ка­раванов13. К счастью для защитников дороги, в январе, после создания коридора, прекрати­лись немецкие артобстрелы.

После операции «Искра», проведенной в январе 1943 года, Ленинградский фронт пред- 1 20 принимал энергичные усилия для восстанов­

ления наземных коммуникаций между Ле­нинградом и тыловыми районами. 21 января железнодорожные и строительные войска на­чали сооружать железную дорогу вдоль южно­го берега Ладожского озера из Шлиссельбур­га до Поляны. Насыпь для дороги, которая в районе Синявина проходила по пересеченной местности всего в 6—8 километрах от линии фронта, сооружалась под почти непрерывным артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха в суровых условиях зимы. Несмотря на все эти трудности, 6 февраля тридцатитрех­километровая дорога была открыта. С тех пор

 

Осадагорода зимой 1942/43 года |

Оглушенная, но жи­вая ленинградка Ко­робова, которую мы видим на этом снимке, стоит рядом со своей квартирой, повреж­денной попаданием немецкого снаряда. Удивительно, но ме­бель, несмотря на разрушенные стены и пол, сохранилась не­тронутой и даже оста­лась на своих местах

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image89.jpeg

снабжение войск и жителей Ленинграда шло по этой дороге и судами по озеру, однако по же­лезной дороге было перевезено гораздо больше грузов, чем по воде. По мере приближения весны строители улучшали железную дорогу. 18 марта был пущен в эксплуатацию новый железнодорожный мост через Неву, благода­ря которому было открыто движение по всей ветке14. Однако немцы ожесточенно ее обстре­ливали, что приводило к большим потерям, а строителей вынуждало постоянно ремонтиро­вать и восстанавливать пути. В мае 1943 года строительные войска построили параллельно

первой дороге вторую. Этот восемнадцатики­лометровый путь, проходивший ближе к бере­гу озера, увеличил пропускную способность, безопасность и эффективность перевозок по Шлиссельбургскому коридору10.

Немцы прилагали все усилия, чтобы нару­шить или остановить движение по железной дороге. Они обстреливали ее пути, мосты и другие сооружения из пушек и бомбили с са­молетов. Немцы не сомневались, что смогут перерезать пути снабжения Ленинградского и Волховского фронтов, разбомбив мосты через реку Волхов, поэтому в мае и июне они под­

 

 

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image90.jpeg

вергли эти мосты массированным бомбарди­ровкам, однако сорвать поставки им не уда­лось16. Железнодорожные пути, проходившие по Шлиссельбургскому коридору, сыграли огромную роль в снабжении населения Ленин­града и его защитников продовольствием и боеприпасами. За период с 6 февраля 1943 года по 6 марта 1944 года, к примеру, по этой сухо­путной дороге прошло 5334 грузовых поезда, в состав которых входило 225 859 вагонов.

Новая сухопутная линия снабжения рабо­тала эффективно, и весной и летом 1943 года подвозить в город продовольствие и топливо, а также оборонять пути подвоза по озеру ста­ло гораздо легче. Сильно изменился и состав грузов — теперь водным путем везли в основ­ном древесину и изделия из нее". После сен­тября 1943 года пути снабжения по Ладож­скому озеру постепенно утратили свое восн- ное значение, и Ленинградский фронт передал все пристани, порты и склады на западном и восточном берегах озера в распоряжение граж­данских властей18. За все время блокады по Ла­дожскому озеру было перевезено 2 234 477 тонн грузов, включая 1 836 935 тонн грузов на нуж­ды города.

Хотя число партизан под Ленинградом в 1942 и 1943 годах значительно возросло, эф­фективность их действий была невелика. На 1 января 1942 года в северо-западном, запад- 1 2 2 ном и южном районах Ленинградской области,

Расчистка улиц от снега, без которой невозможно представить себе жизнь в России, осуществлялась в Ленинграде, невзирая на осадное положение. Эту работу обязаны были выполнять ленинградцы всех возрастов

по оценкам советского командования, действо­вало 1994 партизана, которые были наиболее активными в партизанском краю. Партизан­ские отряды входили в состав Ленинградской, Валдайской и Волховской оперативных групп, но они были слабыми и плохо организован­ными, а проведению операций мешал мощный снежный покров и сильные морозы19. Поэтому руководство партизанским движением прове­ло зиму, стараясь наладить организацию, ко­мандование и контроль за деятельностью пар­тизанских отрядов, а также обеспечить их ору­жием20. В течение зимы операции партизан были некрупными, эпизодическими и плохо скоординированными с операциями фронта21. Однако в то же самое время партизаны, дей­ствовавшие в партизанском краю и вокруг пего, собирали и отправляли в Ленинград продо­вольствие. Первый отряде продовольствием, добравшийся до Ленинграда окружным пу­тем, прибыл туда 25 февраля. Партизанские отряды посылали также своих представите­лей и делегации в город, чтобы получить ин­струкции и скоординировать свои действия с операциями Ленинградского фронта. Несмо­

 

Осадагорода зимой 1942/43 года |

тря на относительно невысокую активность партизанского движения, его ряды, а также ряды связанных с ним партийных подпольных организаций в течение зимы выросли. К апре­лю 1942 года было создано 50 новых партизан­ских отрядов, которые начали действовать в Ленинградской области. Партия сформирова­ла и разместила по всей области многочислен­ные партизанские ячейки, которые создавали подпольные организации, коммуникации и обе­спечивали связь с партизанскими отрядами22.

Летом и осенью 1942 года организация и эф­фективность действий партизанских отрядов значительно улучшилась, главным образом потому, что ГКО, партия и Красная армия на­ладили централизованное руководство пар­тизанскими организациями и их операциями. 30 мая 1942 года ГКО принял решение о соз­дании Центрального штаба партизанского движения для объединения руководства все­ми партизанскими отрядами. Этот штаб соз­дал сложную иерархию командных и контро­лирующих органов от Москвы до фронтов и отдельных партизанских штабов в немецком тылу и отправил на места офицеров Красной армии и НКВД для создания новых парти­занских отрядов и контроля за всеми парти­занскими операциями. В Ленинграде Говоров в июле 1942 года создал Ленинградский штаб партизанского движения, которому было по­ручено планирование всех партизанских опе­раций в области и контроль за ними. Согласно плану развития партизанского движения соз­давались новые партизанские отряды и дивер­сионные группы. Им было приказано выводить из строя и уничтожать немецкие гарнизоны, сооружения и линии связи, а также совершать нападения на немецкие штабы, склады, аэро­дромы и центры связи. Кроме того, главной задачей партизанских отрядов стал сбор раз­ведывательных данных для обеспечения сухо­путных операций Красной армии.

Мощь и динамизм действий партизанских отрядов в Ленинградской области резко воз­росли летом 1942 года. За этот год число пар­тизанских бригад и силы партизанских войск, воевавших в немецком тылу, выросли с двух бригад и 30 слабых отрядов, насчитывавших 2 тысячи бойцов, до четырех бригад и многочис­ленных отдельных отрядов с 3 тысячами бой­цов23. И хотя эти силы занимались в основ­ном подрывной деятельностью и диверсиями, партизанские отряды так сильно досаждали немцам, что те организовали настоящую вой­

ну против партизан. В своей директиве № 46 от 18 августа 1942 года Гитлер указывал: «Бан­дитская деятельность на Востоке приняла со­вершенно нетерпимые размеры и угрожает создать серьезную опасность для снабжения фронта и использования земель». Гитлер по­ручил Генриху Гиммлеру, главе СС, вырвать с корнем партизанское движение, а начальни­ку штаба ОКХ — вести с партизанами войну. Армии запаса (каждое соединение в немец­кой армии имело свою собственную запасную часть) было приказано, по завершении обуче­ния, приступить к уничтожению партизанских отрядов. После этого немцы провели много­численные операции против партизан, особен­но в партизанском краю. За 30 дней немецкие войска, насчитывавшие 6 тысяч человек, пре­вратили этот край в самую настоящую пус­тыню24.

В ходе немецких карательных операций партизанские отряды понесли значительные потери и вынуждены были отойти в более без­опасные места25. Однако жестокость, с которой оккупанты проводили свои операции, вызвала обратный эффект — практически все населе­ние области стало помогать партизанам. Не­смотря на то что партизанский край был уни­чтожен, партизаны продолжали свою деятель­ность, немцы посылали новые карательные экспедиции, пока, наконец, этот порочный круг не привел к тому, что в немецком тылу в Ле­нинградской области вспыхнуло восстание. Но, что было хуже всего для немцев, почти непре­рывные тяжелые бои под Ленинградом и на юге под Демянском заставили группу армий «Север» сокращать число и размеры учреж­дений безопасности в своем тылу, что сильно повышало боевой дух партизан.

 

Расширение деятельности партизан

С 1 января по 1 ноября 1943 года число бой­цов в партизанских отрядах увеличилось с 2993 до 14 358. Расширился также и круг за­дач, которые они теперь решали, занимаясь диверсионной, разведывательной и подполь­ной деятельностью. К 1 января 1943 года Ле­нинградский областной комитет партии создал 11 межобластных подпольных партийных цен­тров в крупных п мелких городах области26. Возглавляемые первым секретарем и имевшие полный состав сотрудников, эти центры коор­динировали действия всех партизанских групп, отрядов и подпольных организаций, действо­вавших в этом районе, и объединяли эти силы в более крупные и более эффективные фор­мирования. К 1 августа 1943 года в Ленин-

 

 

 

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image92.jpeg

 

Для того чтобы по льду Ладоги мог пройти груже­ный грузовик, ледовый покров должен был иметь толщину 2 метра. Для лошади достаточно было толщины 1 метр. Поэтому поездки по Дороге жиз­ни были очень опасными: многие машины и их водители проваливались под лед

Эти жизнерадостные ленинградские мальчишки сумели сохранить свой задор. Постоянное недое­дание оставило след на их лицах, а мальчик спра­ва, стоящий на лыжах, одет явно не по погоде. Мальчик с сигаретой, которого мы видим в центре, несомненно, наслаждается этим запретным удо­вольствием

градской области действовало пять партизан­ских бригад, отдельный партизанский полк и десятки отрядов и групп2'. К концу года чис­ло бригад возросло до десяти, а в начале ян­варя 1944 года была создана одиннадцатая28. К 1 декабря в состав этих бригад входило уже 35 тысяч активных бойцов и тысячи помощ­ников. Эта расширенная партизанская и под­польная организация создала свои местные органы управления и вела пропагандистскую войну, выпуская подпольные газеты и брошю­ры. Кроме того, она усилила свою разведыва­тельную и подрывную деятельность, оказы­вая тем самым поддержку военным операци- 1 24 ям Красной армии.

 

Осадагорода зимой 1942/43 года |

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image94.jpeg

В середине 1943 года партизанские отряды и бригады начали проводить скоординирован­ные крупномасштабные рейды и нападения на линии немецких коммуникаций и военные со­оружения. Например, 1 августа партизанские силы развернули Рельсовую войну — серию согласованных ударов по немецким железно­дорожным коммуникациям но всему советско- германскому фронту, которыми руководили Центральный штаб партизанского движения и Ставка29. Эти удары были столь успешны п так верили ленинградские партизаны в неиз­бежную победу, что в сентябре партизаны уже открыто говорили о том, что Ленинградская область скоро будет освобождена от немцев, и усилили своп диверсии против немецких ты­ловых учреждений. К октябрю их согласован­ные удары породили полномасштабное на­родное восстание на территории всей области. Сила и размах этого партизанского восстания привели к тому, что немцы практически утра­тили свою власть над захваченной ими терри­торией Ленинградской области, а это заста­вило Гитлера принять решение о том, что груп­па армий «Север» должна сначала построить линию «Пантера», а потом отойти на нее.

Немцы сначала относились к партизанам пренебрежительно, отзываясь о них как о «крас­ных вшах в немецкой шкуре», однако со вре­менем партизанские действия стали срывать их военные операции. Немцы отмахивались

Хотя к концу 1 943 г. было восстановлена связь с внешним миром, Дорога жизни продолжала функ­ционировать. Оставив свои машины там, где лед потолще, отряд инженеров Красной армии внима­тельно изучает участок, где толщина льда меньше. Отряды, подобные этому, работали круглосуточно и при любых условиях обеспечивали бесперебой­ную работу ледовых трасс

от партизанских ударов как от булавочных уколов, но их кумулятивный эффект ослаблял силы немцев. Партизаны оттягивали на себя все больше и больше немецких частей безопас­ности как раз в то самое время, когда в них так отчаянно нуждался фронт. Они также ра­зоблачали немецкую пропаганду, обещавшую населению завоеванных территорий райскую жизнь, и сводили на нет все ее усилия.

Однако самое большое влияние на немцев оказал другой, менее заметный аспект парти­занской войны. По мере того как масштабы партизанских операций возрастали п из була­вочных уколов превращались в согласованные удары, вызывавшие сильную боль, вера немцев в свою победу разрушалась. К началу 1944 года, когда Красная армия начала крупное насту­пление. закончившееся освобождением Ле­нинградской области, партизанское движение приобрело масштабы, сопоставимые с масшта­бами тех страданий, которые вынесли русские люди, приговоренные к трем годам той адской тюрьмы, какой был все эти годы Ленинград.

 

C:\Users\Aieo?i\Desktop\media\image95.jpeg