Австралийский крейсерский танк Cruiser Tank Sentinel Сентинел

16.02.11 02:34 Легендарные танки - Мировые танки
Печать

Австралийский крейсерский танк Cruiser Tank Sentinel Сентинел

    Ещё в начале Второй мировой войны Австралия обратилась к анг­лийскому правительству с прось­бой о закупке некоторого коли­чества крейсерских танков Сентинел. Однако эта заявка была не удовлетворена. Поскольку к середине 1940 г. угроза нападе­ния Японии стала вполне реальной, австралийское военное командова­ние развернуло срочную программу вооружения, предусматривавшую, в частности, собственное производст­во бронетехники - крейсерских танков нового поколения - Сентинел.

 

В ноябре того же года Генштаб выдал техническое задание на «австралийский крей­серский танк». Предполагались его следующие ТТХ: масса — до 20 т при броне 50 мм, вооружение — 2-фунтовая пушка (калибра 40 мм), экипаж — 4 — 5 человек. Такой танк превосходил любые аналогичные машины японцев.

Решено было создать две австралийские тан­ковые дивизии, в состав которых должны были входить 1200 (по дру­гим данным — до 2000) крейсерских танков.

В декабре 1940 г. из Англии при­были специалисты по техническому проектированию и организации тан­кового производства, в частности, полковник Вотсон, которого назна­чили начальником Управления по разработкам австралийского танка Сентинел Australian Cruiser АСІ.

Однако организаторы работ встре­тили множество затруднений. Так, отсутствовали мощные танковые двигатели, заводы не производили достаточно качественного броневого проката с необходимой толщиной листа. Но, главное, в стране отсут­ствовала промышленная база, спо­собная выпускать танки большими сериями.

Чтобы каким-то образом решить эти проблемы, планировалось широко использовать узлы и агре­гаты американского среднего крейсерского танка МЗ. В качестве силовой установки сначала намечался американский 9-цилиндровый высокооборотный дизельный двигатель «Гайберсон» мощностью 220 л.е., но выявились сложности с его поставками. Выход из положения нашли, создав ори­гинальный двигательный агрегат из трёх автомобильных бензиновых моторов «Кадиллак 75», располо­женных по схеме «лист клевера» и работающих на один вал. Его само­стоятельно разработали ведущие австралийские инженеры-автомоби- лестроители.

От крейсекрского танка МЗ Grant («Грант») хотели полностью заимствовать борто­вые передачи и коробку передач. К апрелю 1941 г. проектировщики получили необходимые чертежи, но их производство оказалось слиш­ком сложным для австралийцев, а оборудование из Англии или США

могли доставить лишь через год. Бортовую передачу спроектировали более простую, все узлы и агрегаты её можно было изготавливать на местных предприятиях. Изменили конструкцию ходовых тележек, вмес­то вертикальных спиральных пру­жин подвески МЗ поставили более перспективные горизонтальные.

Первый литой корпус австралийского танка изго­товили в октябре 1941 г., а в январе следующего собрали прототип АС1 «Сентинел» («Страж»), К этому вре­мени заводы освоили выпуск литой башни и частей корпуса. Первый образец прошёл испытания 26 июня 1942 г., а первую серийную маши­ну собрали уже в августе того же года на специально построенном танковом заводе «Чаллона Тэнк Эссембли» в Новом Южном Уэльсе. К началу 1943 г. было выпущено 66 танков АС1.

Конструкция  крейсерского танка по тому вре­мени считалась традиционной. Блок двигателей находился сзади, коробка передач от танка МЗ (она осталась без изменения) и ведущее колесо с цевочным зацеплением — спереди.

 

Танк «Сантинел» АС1. ТТЗ на его разработку военное командование Австралии выдало в 1940 г.

Танк «Сантинел» АС1 ТТЗ на его разработку военное командование Австралии выдало в 1940 г.

 

 

Ходовая часть состояла из шести обрезиненных катков на борт, объ­единённых в три тележки на пружин­ных рессорах, и трёх поддерживаю­щих катков. В трансмиссию входили промежуточный редуктор, пятиско- ростная коробка передач и диф­ференциал. Резино-металлические гусеницы в ходе работ заменили на стальные.

Многие детали австралийского крейсерского танка изготавлива­лись литьём. Башня, также литая, имела полик.

В отделении управления води­тель располагался справа, стре­лок — слева у курсового пулемёта «Виккерс», прикрытого массивной броневой маской. В башне за навод­чиком находился командир. В его распоряжении были два перископи­ческих прибора наблюдения во вра­щающейся крышке башни. Такие же приборы имели водитель и стрелок.

В башне устанавливалась 40-мм пушка ОР 2 с длиной ствола 52 калибра и спаренный с ней 7,7-мм пулемёт «Виккерс», ещё один пулемёт калибра 7,62 мм мог нахо­диться на башне.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА SENTINEL АСІ

 

МАССА, кг: 28 489; ЭКИПАЖ, чел.: 5;

 ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина — 6400, ширина — 2800, высота — 2590;

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 25 — 65; ВООРУЖЕНИЕ: 2-фунтовая пушка ОР 2, пулемёт Х/юкегэ калибра 7,7 мм, пулемёт калибра 7,62 мм;

ДВИГАТЕЛЬ: три \/-образных 8-ци-

линдровых Cadillac, карбюраторных, жидкостного охлаждения; мощность 3x117 л.е.;

ТРАНСМИССИЯ: пятискоростная коробка передач, промежуточный редуктор, карданный вал, дифференциал;

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрези- ненных катков на борт, соединённых попарно в три тележки на пружинных

рессорах. Ведущее колесо — переднее. Ширина гусеницы — 419 мм;

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 48; ЗАПАС ХОДА, км: 319;

 ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м: высота стенки — 0,6, ширина рва — 2,8, глубина брода — 1,2.