Мощный танк ТГ.

22.02.11 22:07Легендарные танки - Мировые танки
Печать

Мощный танк ТГ.

   Как альтернатива Т-24 рассматривался и мощный танк ТГ конструкции немецкого инженера Эдварда Гроте, который прибыл в СССР по приглашению членов комиссии, посетив­шей Германию в конце 1929 — начале 1930 гг.

 По прибытии в СССР в 1930 г. Э.Гроте приступил к работе в конструкторском бюро авиамоторного отдела АВО-5 завода «Большевик», на ко­тором в 1930-1931 гг. и было организовано изготовление опыт­ного образца мощного танка ТГ.

Мощный средний танк ТГ должен был иметь следующие тактико-технические характеристики (ТТХ): боевая масса 20 т, максимальная скорость движения 40 км/ч, средняя скорость — 25 км/ч, броня 15, 20 и 30 мм, вооружение: 1 — 76-мм пуш­ка, 1 — 37-Мм пушка, 4-5 пулеметов, двигатель воздушного ох­лаждения мощностью 240 л.с. (176,5 кВт). На танке ТГ предпола­галось установить специальный танковый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения конструкции Э.Гроте. ОГ- ПУ и НКВМ было предложено форсировать работу по изго­товлению и испытанию мощного танка ТГ, считая эту работу важней­шей задачей в области изготовления опытных образцов тан­ков на 1931 г. Предполагалось для освоения производства ма­шины в 1931 г. изготовить первую серию в количестве 50-75 танков, а до окончания изготовления и испытания опытного образца танка ТГ допустить к производству танк Т-24 с ТТХ: макси­мальная скорость движения 28 км/ч, средняя — 18 км/ч, бро­ня 8 и 20 мм, вооружение: 1 — 45-мм пушка и 3 пулемета, дви­гатель водяного охлаждения мощностью 250 л.с. (183,8 кВт). Серийное производство танков ТГ планировалось организо­вать на ХПЗ после изготовления 80 танков Т-24 и снятия его с производства. Всего к 1932 г. предполагалось выпустить 2000 танков ТГ.

В конце 1930 г. в Англии побывал начальник КБ № 3 Всесо­юзного Орудийно-Арсенального объединения (ВОАО) С.А.Гинзбург, который на фирме «Виккерс» в разговоре с анг­лийскими конструкторами узнал о новом английском 16-тон- ном танке А6 (Мк-Ш). В ходе беседы с ними он уточнил его ос­новные технические характеристики и конструктивные осо­бенности компоновки. По приезде в СССР С.А.Гинзбург пред­ставил подробный отчет о конструкции новой машины, кото­рая заинтересовала командование РККА, тем более, что анг­лийский танк наиболее полно отвечал требованиям принятой «Системы...» и по своим боевым характеристикам и конструк­ции выгодно отличался от танка ТГ.

Тем временем на заводе «Большевик» продолжались рабо­ты по постройке опытного образца мощного танка ТГ. Постановлением Комиссии Обороны (КО) от 9.02.1931 г. № 2 был установлен следующий порядок постройки этой машины. Общее админи­стративное руководство осуществлял Медведь (ОГПУ), на­чальником бюро был назначен К.К.Сиркен, зам. начальника бюро по производственной части — Н.В.Барыков, зам. началь­ника бюро по конструкторской части — военпред УММ на за­воде А.Воробьев. Опытный образец танка ТГ был изготовлен заводом летом 1931 г. Особенностями конструкции и компо­новки танка являлись трехъярусное размещение вооружения, удлиненный до 7,5 м броневой корпус, смещенная к корме башня, высокая подбашенная коробка, экранированная ходо­вая часть с высоким гусеничным обводом, наличие смотровой башенки со стробоскопом, пневматические приводы управле­ния агрегатами трансмиссии.

Танк  ТГ был вооружен 76,2-мм пушкой конструкции Гроте-Ся- чентова с щелевым дульным тормозом и клиновым затвором, а также тремя 7,62-мм пулеметами «Максим» в шаровых уста­новках. Указанное вооружение размещалось в подбашенной коробке и составляло второй ярус вооружения. Углы наведе­ния пушки по горизонту составляли ± 10° и по вертикали от -8° до +12". Первый ярус вооружения составляли два пулемета ДТ, размещенные в шаровых установках в бортовых листах корпуса в отделении управления и имевшие ограниченные уг­лы наведения.

Третий ярус вооружения включал в себя 37-мм пушку ПС-1 конструкции П.Н.Сячентова, размещенную во вращающейся башне на подбашенной коробке. Стрельба из пушки была воз­можна как по наземным, так и по воздушным целям. Углы вер­тикального наведения составляли от -12° до +30". В боекомп­лект танка входили 50 выстрелов к 76,2-мм пушке, 80 выстре­лов к 37-мм пушке и 7000 патронов к пулеметам.

Экипаж танка ТГ состоял из пяти человек: механика-водителя, командира (он же наводчик 37-мм пушки), пулеметчика, навод­чика и заряжающего 76,2-мм пушки. Для наблюдения за полем боя и управления движением танка механик-водитель имел три окна со специальными смотровыми щелями, командир танка — стробоскоп, установленный на крыше башни. Посадка экипа­жа в машину и выход из неё осуществлялся через два овальных люка, расположенных в крыше отделения управления.

Противопульная броневая защита была выполнена из бро­невых катаных листов толщиной 8, 13, 16, 20 и 30 мм, соединен­ных между собой при помощи сварки. В кормовой части кор­пуса машины продольно устанавливался карбюраторный дви­гатель М-6, задросселированный до мощности 250 л.с. (184 кВт) (двигатель конструкции Э.Гроте к началу испытаний так и не был изготовлен). Трансмиссия включала многодисковый главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатую механичес­кую коробку передач с шестернями шевронного зацепления и механизмом полного реверса, два бортовых фрикциона, два однорядных бортовых редуктора, размещенных внутри веду­щих колес.

Подвеска мощного танка — индивидуальная, пружинная. В состав гусеничного движителя входили направляющие колеса, десять опорных катков большого диаметра с шинами типа «Эластик», шесть поддерживающих катков (четыре среднего диаметра с наружной амортизацией и два малого диаметра), ведущие ко­леса заднего расположения с зубовым зацеплением с гусени­цами по типу цепи Галля. Все опорные катки имели остановоч­ные тормоза, предназначенные для экстренной остановки тан­ка при обрыве и спадании гусеницы.

Танк массой 25 т развивал максимальную скорость по шос­се до 35 км/ч и имел запас хода при движении по грунтовым дорогам до 150 км.

С 27 июня по 1 октября 1931 г. танк ТГ прошел ходовые ис­пытания, во время которых показал низкую надежность рабо­ты трансмиссии, ходовой части и приводов управления. По ре­зультатам испытаний в октябре 1931 г. была создана специаль­ная комиссия в составе представителей УММ и ВОАО для бо­лее детального изучения танка ТГ. По завершении своей рабо­ты комиссия приняла решение считать танк чисто экспери­ментальной машиной, на которой должны быть испытаны все новейшие узлы и механизмы. Все выявленные в ходе испыта­ний недостатки должны были быть устранены, однако несмот­ря на устранение выявленных недостатков танк не мог быть принят для серийного производства. Дальнейшие работы над танком ТГ были прекращены, кроме того, было принято реше­ние отказаться от услуг Э.Гроте. Несколько позже, в августе 1933 г. Э.Гроте было разрешено покинуть СССР и выехать в Германию.