АРМИЯ И ОРУЖИЕ:

Битвы и сражения, танки, сау, бтр, бронетехника второй мировой войны. Фото.

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Характеристики танков: средний танк Т-28.

E-mail Печать PDF

Характеристики танков: средний танк Т-28.

    После рассмотрения проектов и анализа характеристик танков в июле 1931 г. в НТК УММ РККА предпочтение было отдано проекту «прототипа 2» КБ № 3 ВОАО, который отличался от первого более мощным брониро­ванием и соответственно массой — 17 т. В августе 1931 г. по указанию М.Н.Тухачевского КБ ВОАО была поручена оконча­тельная доработка проекта отечественного 16-тонного среднего танка Т-28.

 

26 сентября того же года ВОАО от УММ РККА был выдан опытный заказ №709003110 на «... разработку проекта, изго­товление рабочих чертежей характеристик танка и постройку двух опытных образ­цов 16-т среднего танка Т-28 с различными типами подвески. Чертежи — к 1 декабря 1931 г. Опытный образец — к 15 апреля 1932 г.». Изготовление опытного образца поручалось ленинградскому заводу «Большевик».

В октябре 1931 г. из-за недоработанности конструкции и отсутствия достаточного опыта при проектировании, а также больших трудностей при производстве после изготовления 25 машин выпуск среднего танка Т-24 был прекращен, а вместо него на ХПЗ было развернуто серийное производство легкого колесно-гусеничного танка БТ-2. Характеристики танков даного типа существенно уступали среднему танку Т-28.

В ходе мелкосерийного производства Т-24 предпринима­лись попытки модернизации характеристик танка, которые остались в проек­тах. Так, в марте 1931 г. ГКБ разработало проект спаренной ус­тановки пушки и пулемета в главной башне. В ноябре того же года КБ-3 Орудобъединения разработало проект модернизиро­ванного танка Т-24 с использованием трансмиссии среднего танка Т-28. Опытный образец машины планировалось изготовить на заво­де «Большевик» в апреле 1932 г., но в металле он так и не был реализован.

Таким образом, на конец 1931 г. отечественное танкострое­ние имело наиболее отработанные и подготовленные к серий­ному производству чертежи нового среднего танка Т-28.

В ноябре 1931 г. чертежи танка Т-28 были переданы в ОКМО завода «Большевик», который приступил к изготовле­нию опытного образца. В это же время в ОКМО были переве­дены С.А.Гинзбург и О.М.Иванов. В начале 1932 г. из состава завода «Большевик» были выделены цеха, выпускавшие легкие танки Т-26, на базе которых был создан самостоятельный завод им.Ворошилова. Согласно Приказу НКТП № 34 и ВОАО № 30 от 16 февраля 1932 г. в его состав были переданы также маши­ностроительный отдел и ОКМО. Завод «Большевик» в пяти­дневный срок был разделен на артиллерийский и танковый за­воды. Таким образом, изготовление опытного образца Т-28 бы­ло продолжено уже на заводе им.Ворошилова. Несмотря на указанный в договоре срок — 15 апреля, опытный образец тан­ка был изготовлен заводом лишь в начале июня 1932 г.

Опытный образец танка Т-28 представлял собой боевую машину с двухъярусным расположением вооружения. Танк имел три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. В носовой части корпуса размещалось отделение управления, за ним боевое, которое включало две малых пулеметных башни (нижний ярус вооружения) и одну главную башню (верхний ярус). Моторно-трансмиссионное отделение машины разме­щалось в кормовой части корпуса. Экипаж танка состоял из пяти человек. В правой пулеметной башенке размещался командир танка, в левой — стрелок-радист. В главной башне на­ходились наводчик (командир башни) и заряжающий. Меха- ник-водитель располагался в отделении управления по про­дольной оси машины.

Характеристики танка были таковыми, что в качестве основного вооружения на среднем танке Т-28 первоначально, согласно проекту, предполагалось использовать спаренную ус­тановку 45-мм танковой пушки и пулемета ДТ. Для стрельбы из спаренной установки должен был использоваться перископи­ческий прицел. В виду отсутствия спаренной установки, на опытном образце в главной башне кругового вращения была установлена 45-мм танковая пушка обр. 1932 г., а справа от нее автономно в шаровой опоре устанавливался пулемет ДТ. Еще два таких-же пулемета были установлены в малых пулеметных башенках с ограниченными горизонтальными углами обстрела. Орудийная башня была выполнена по типу башни танка БТ-5 без кормовой ниши и имела механизм поворота башни комби­нированного типа — с электрическим и механическим приво­дом. Боекомплект танка составлял по предварительным расче­там 230 выстрелов к пушке и 6000 патронов к пулеметам ДТ. Броневая защита танка — противопульная. Клепаный корпус машины простой формы изготавливался из броневых листов цементированной брони толщиной 8, 10, 16 и 20 мм (опытный образец был выполнен из конструкционной стали марки 3).

На танке  Т 28 вдоль продольной оси корпуса устанавливался карбюраторный двигатель М-6 жидкостного охлаждения мак­симальной мощностью 300 л.с. (221 кВт). Пуск двигателя про­изводился от электростартера или с помощью пусковой руко­ятки. Система охлаждения двигателя была выполнена по типу системы охлаждения танка Кристи «М 1940». Охлаждающий воздух всасывался вентилятором сверху через радиаторы, рас­положенные по бокам двигателя и выбрасывался через корму танка, омывая трансмиссию и выхлопные грубы к глушителям. В моторной перегородке, отделяющей моторное отделение от боевого, имелась специальная дверца, обеспечивавшая доступ к двигателю изнутри машины.

Трансмиссия танка, выполненная по типу танка Т-26, состо­яла из главного фрикциона сухого трения, коробки передач, конической передачи, карданов, двух бортовых фрикционов и двух бортовых редукторов. Коробка передач с шестернями по­стоянного зацепления и кулачковыми муфтами переключения передач обеспечивала получение пяти передач переднего хода и одну передачу при движении задним ходом. Первая переда­ча была замедленной, третья — прямой. Управление бортовы­ми фрикционами, выполненных по типу танка Кристи М 1940, осуществлялось с помощью рычагов поворота. Бортовые ре­дукторы представляли собой двухступенчатые шестеренчатые передачи. Между моторным и трансмиссионным отделениями находилась специальная перегородка. В кормовой части по обеим сторонам от коробки передач за изолирующими броне­выми перегородками располагались топливные баки общей емкостью 500 л.

Ходовая часть машины была выполнена с задним располо­жением ведущих колес. Направляющие колеса со съемными резиновыми бандажами имели кривошипные механизмы на­тяжения гусениц простого компактного типа, использованные от танка Т-24.

Верхняя подвеска, включающая поддерживающие катки, была выполнена по типу танка Круппа, нижняя — на свечах, по типу танка «Виккерс». В состав нижней подвески примени­тельно к одному борту входила гусеничная рама (коробка), крепившаяся к борту машины и имевшая три открывающиеся дверцы. Внутри коробки монтировались все элементы нижней подвески: две каретки с тремя свечами в каждой, имеющих те­лежки с двумя парами опорных катков. Свечи были связаны между собой двумя парами балансиров. Кроме элементов под­вески внутри рамы размещался и ящик для ЗИП. Гусеница, вы­полненная по типу танка Т-26, имела ширину трака 380 мм.

В конструкции характеристик танка предусматривалась установка венти­лятора боевого отделения между малыми башнями, противо­химического оборудования в составе вентилятора и воздушно­го фильтра, а также радиостанции перед стрелком-радистом в левой пулеметной башне со специальным бортовым перего­ворным устройством.

Танк боевой массой 17,5 т развивал максимальную ско­рость по шоссе до 40 км/ч и имел запас хода 190 км.

При проведении заводских испытаний опытного образца Т-28 в июле 1932 г. взамен вышедшего из строя эпициклического ме­ханизма передачи крутящего момента к вентилятору, последний был установлен непосредственно на вал двигателя. Конст­рукция самого барабана с лопатками была изменена и выполне­на по типу танка Т-35. Впоследствии, при организации серийно­го производства, конструкция привода вентилятора была усо­вершенствована и унифицирована для танков Т-28 и Т-35.

Компоновка танка Т-28

Кроме того, в ходе испытаний на опытном образце Т-28 ОКМО завода им. Ворошилова под руководством Н.В.Барыко­ва был установлен более мощный безнаддувный карбюратор­ный двигатель типа М-17, задросселированный до мощности 500 л.с. (368 кВт).

Наряду с изготовлением опытного образца танка Т-28, в на­чале 1932 г., в КБ ХПЗ под руководством Н.М.Тоскина был раз­работан ряд проектов среднего танка на базе шасси легкого ко- лесно-гусеничного танка БТ. По одному из них, без коренной переделки существующей машины, во вращающейся башне устанавливалась противоштурмовая пушка Гарфорда калибра 76,2 мм и усиливалась броневая защита лобового листа корпу­са до 30 мм и башни — до 25-30 мм. При коренной переделке машины предполагалось получить средний танк с мощным во­оружением и усиленным бронированием с толщиной лобовых листов 50 мм и бортовых — 35 мм. В качестве вспомогательно­го вооружения использовались четыре 7,62-мм пулемета ДТУ. В боекомплект танка входили 50-60 выстрелов к 76,2-мм пушке и 6000 патронов к пулеметам. Первоначально на машине пред­полагалось установить карбюраторный двигатель М-5 с после­дующим переходом на дизель мощностью 400 л.с. (294 кВт), ко­торый обепечил бы танку массой 26-28 т с экипажем 4-5 чело­век максимальную скорость движения на колесах 40-45 км/ч и 30-35 км/ч — на гусеницах. Однако, эти проекты так и оста­лись на бумаге.

После доработки конструкции танка Т-28 по результатам за­водских испытаний было принято решение второй опытный образец не изготавливать, а приступить к серийному выпуску ма­шин на ленинградском заводе «Красный Путиловец» (с 1934 г. — ленинградский Кировский завод — ЛКЗ) с установкой кар­бюраторного двигателя типа М-17 и главной башни с 76,2-мм пушкой ПС-3. До постановки на серийное производство пушки ПС-3 на танк временно устанавливалась 76,2-мм пушка КТ-28. В результате дороботки и изменений в конструкции броневого корпуса танка, связанных с установкой более мощного воору­жения, новой башни и силовой установки, масса машины при переходе к серийному производству возросла до 21,5 т.

   По кооперации для производства новых средних танков Т-28 помимо «Красного Путиловца» были привлечены заводы: «Крас­ный Октябрь» — изготовление коробок передач, Ижорский за­вод — изготовление броневых корпусов и башен, а также пред­полагалось развернуть производство машин на Челябинском тракторном заводе, от которого впоследствии отказались.

    Чертежи танка поступили на «Красный Путиловец» в октя­бре 1932 г., а вслед за ними на завод прибыл и опытный образец Т-28, который привел своим ходом с завода им.Ворошилова ме­ханик-водитель П.И.Петров. Для обслуживания серийного про­изводства при техническом отделе заводоуправления «Красно­го Путиловца» была создана специальная конструкторская группа — «танковый отдел» в составе 25 человек, которую в 1933 г. возглавил А.Г.Ефимов. Кроме того, для оказания помо­щи при организации серийного производства танка Т-28 на за­вод была откомандирована группа сотрудников ОКМО во гла­ве с заместителем Н.В.Барыкова О.М.Ивановым. С помощью прибывших специалистов была доработана чертежно-техниче- ская документация по машине применительно к существовав шей на заводе технологии. Выпускающим машины был опреде­лен специально созданный машиностроительный отдел, техни­ческим директором которого был назначен инженер Джигит.

Через пять месяцев после поступления чертежей — в начале феврале 1933 г. — завод приступил к монтажу первых машин. К 25 февраля были изготовлены первые 8 бронекорпусов и нача­лась сборка первых четырех танков. 11 августа 1933 г. Т-28 был принят на вооружение мотомеханизированных войск РККА. Серийное производство танка продолжалось на АКЗ до 1940 г. Корпуса и башни машин изготавливались Ижорским заводом. В 1934 г. для конструкторского обеспечения серийного произ­водства на ЛКЗ было создано специальное конструкторское бюро СКБ-2, которым до 1937 г. руководил О.М.Иванов, а за­тем — Ж.Я.Котин.

Отличительными особенностями танка являлись трехба- шенная конструкция машины, экранирование ходовой час­ти (фальшборта), блокированная подвеска, включавшая че­тыре узла из трех тележек с двумя сдвоенными опорными катками в каждой.

Компоновочная схема характеристик танка отличалась от классической двухъярусным размещением вооружения в трех башнях. В главной башне первоначально устанавливалась 76,2-мм пушка КТ-28 с длиной ствола 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с. Углы наведения по вертикали составляли от -5° до +25°. С 1938 г. танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-10 с дли­ной ствола 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с. Углы наведения по вертикали составляли от -3° до + 25°. Пушка имела круговой сектор обстрела и была снабжена телескопи­ческим ТОП обр.1930 г. и перископическим ПТ-1 обр. 1932 г. прицелами. Телескопический прицел использовался как вспо­могательный на случай выхода из строя или отсутствия пери­скопического панорамного прицела и допускал стрельбу пря­мой наводкой гранатой и шрапнелью. Для наблюдения за по­лем боя с правой стороны от пушки симметрично прицелу ПТ-1 устанавливалась командирская панорама ПТК. В главной баш­не находились места трех членов экипажа: командира танка (он же пулеметчик), наводчика-артиллериста и радиста-заря- жающего.

Справа от пушки в шаровой установке автономно разме­щался 7,62-мм пулемет ДТ. Углы вертикального наведения пу­лемета составляли от -20° до + 30°, а по горизонту ±30". Тыль­ный пулемет ДТ имел шаровую установку в кормовой нише башни и устанавливался на танках с 1939 г. До этого, в кормо­вой части башни имелась бугельная установка для запасного пулемета ДТ. В двух одинаковых по устройству малых башнях располагалось по одному пулемету ДТ с горизонтальным углом обстрела 165°. Для стрельбы из пулеметов использовались про­стые механические прицелы. На части танков последних лет выпуска применялся зенитный пулемет ДТ, смонтированный на турельной установке П-40 и оснащенный коллиматорным прицелом.

Боекомплект пушки состоял из 69-74 выстрелов, а пулеме­тов — из 7938 патронов, которыми были снаряжены 126 пуле­метных дисков. Для размещения части артиллерийских бое­припасов использовались вращающиеся барабаны «вертушки», установленные под сиденьями наводчика и командира танка. Часть пулеметных дисков укладывалась в двух вращаю­щихся барабанах, установленных по обе стороны от механика- водителя на левом и правом бортах корпуса.

Броневая защита танка была противопульной и противоосколочной с максимальной толщиной броневых листов корпуса 30 мм, башни — 20 мм. Они изготавливались из цементирован­ной стали или стали высокой твердости. Корпус танка на ма­шинах первой серии был клепаным. На последующих сериях машин соединение броневых листов корпуса и башни осуще­ствлялось с использованием сварки, гужонов и шипов. Борто­вые листы корпуса за все время производства изготавливались составными из нескольких броневых листов. Ходовая часть от боевых повреждений защищалась фальшбортами. Для обеспе­чения пожарной безопасности на танке устанавливалось про­тивопожарное оборудование, в состав которого входили ста­ционарный трехлитровый баллон с четыреххлористым углеро­дом, установленный в моторном отделении и баллон с углекис­лым газом, размещенный на моторной перегородке в боевом отделении.

 

Армия и оружие: Фото бронетехники

Rambler's Top100


Популярное

Объявления

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.d58e9644-a8da-484e-8126-0dbb8375c049.001.jpeg

Основной боевой танк T-80

Хоть к концу 1960-х годов Советская Армия распола­гала самой передовой для своего времени бронетанко­вой техникой ( бронетехника ) , а принятый на вооружение в 1967 году танк Т-64 по основным боевым показателям заметно превосходил зарубежные аналоги - оружие М60А1, «Leopard» и «Chieftain», начало совместной работы танкостро­ителей США и ФРГ над созданием основного боевого танка нового поколения (проект МВТ 70) подтолк­нуло советских специалистов к созданию новой, еще более совершенной боевой техники (см. фото).

 

Читать полностью...
. cvetikurgana.ru Заказ путевки. Путевки на отдых miracletour.com При желании можно позвонив по телефону ta-65md.ru
бо ми як