Танк Т-29 (Т-29-4, Т-29-5).
В 1934 г. завод Спецмаштреста им.С.М.Кирова (образован на базе ОКМО завода им.Ворошилова в 1933 г.) изготовил два опытных образца средних колесно-гусеничных танков, которые получили наименование - танк Т-29-4 и Т-29-5. На 1935 г. было запланировано выпустить 5 танков Т-29, из них: 3 машины должен был изготовить завод Спецмаштреста и 2 — ЛКЗ.
Компоновочная схема средних колесно-гусеничных танков Т-29 была аналогичной танку Т-28. Танк Т-29-4 имел боевую массу 16 т, экипаж 5 человек. Противопульное бронирование корпуса было выполнено из катаных броневых листов толщиной до 20 мм , башни — до 15 мм. Танк Т-29-5 боевой массой 23,5 т имел более узкий и короткий броневой корпус, изготовленный из катаных броневых листов толщиной до 30 мм и башни — до 20 мм. Экипаж танка состоял из 6 человек. Вооружение обеих машин было одинаковым: 76,2-мм короткоствольная пушка КТ-27 обр. 1932 г. и 5 пулеметов. В главной башне пулеметы ДТ размещались в автономных шаровых установках: один справа от пушки, второй — тыльный — в кормовой нише. Третий — зенитный, устанавливался на поворотном входном люке на крыше башни. Два пулемета ДТ устанавливались в малых пулеметных башнях, имевших ограниченные углы поворота. В боекомплект танков входили 78 выстрелов к пушке и 6930 патронов к пулеметам ДТ, снаряженных в 110 пулеметных дисках для танка Т-29-5 и для танка Т-29-4 соответственно 74 выстрела и 7938 патронов. Для посадки и выхода экипажа танка Т 29 главная башня имела один люк в крыше и второй прямоугольной формы — в кормовом броневом листе.
В ходовой части отсутствовали поддерживающие катки, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми. При движении на колесном ходу все четыре пары опорных катков были ведущими. В качестве механизма поворота в этом случае применялся двойной дифференциал, который блокировался при прямолинейном движении для предотвращения увода танка. Максимальная скорость танка Т-29-4 при движении на гусеницах достигала 60 км/ч, на колесном — до 72 км/ч, для танка Т-29-5 соответственно: 54 км/ч и 81 км/ч. Запас хода составлял на гусеницах по шоссе 125-150 км, на колесах — 200- 250 км. Переход с гусеничного хода на колесный занимал около 60 минут и требовал выхода экипажа из машины.
Для связи на танках Т-29 была установлена радиостанция 71-ТК-1 с ТПУ-3 и поручневой антенной, монтируемой на корпусе машины. На танке Т-29-5 устанавливалась штыревая антенна на крыше башни.
По результатам заводских испытаний Т-29-4 и Т-29-5 Автотанковым бюро Технического отдела ЭКУ ОГПУ в 1934 г. был разработан эталонный образец танка Т-29. Проект был передан на завод Спецмаштреста им.С.М.Кирова, где его дальнейшую проработку производило КБ под руководством С.А.Гинзбурга. Ведущим инженером машины был назначен В. Н.Цейц.
В проектных работах по машине принимал участие и М.И.Кошкин. Опытный образец эталонного танка Т-29 был изготовлен заводом в 1935 г.
Танк полностью повторял компоновочную схему Т-28. Главная башня была выполнена по типу башни легкого танка Т-26-4 с увеличенным на 100 мм диаметром погона. Малые пулеметные башни были заимствованы у танка Т-28. Во вращающейся главной башне размещалась 76,2-мм пушка ПС-3 и три пулемета ДТ. Один из них крепился в автономной шаровой установке справа от пушки, другой — в кормовой нише башни. Кроме того, на крыше главной башни в турельной установке монтировался зенитный пулемет ДТ. В независимых малых башнях с ограниченными углами поворота находилось по одному пулемету ДТ. В боекомплект входили 67 выстрелов к пушке, 6615 патронов к пулеметам, снаряженных в 105 пулеметных дисках. Впоследствии на танке Т-29 в 1938 г. пушка ПС-3 была заменена на 76,2-мм танковую пушку Л-10. Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) в кормовом броневом листе.
В кормовой части корпуса размещался карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. (368 кВт). Трансмиссия состояла из трехдискового главного фрикциона, четырехсту
пенчатой коробки передач, двух бортовых фрикционов с плавающими ленточными тормозами и двух бортовых редукторов. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал.
Подвеска танка индивидуальная со спиральными пружинами. При движении на колесном ходу три пары задних опорных катков были ведущими, а передние — управляемыми. Максимальная скорость на гусеницах достигала 56 км/ч, на колесном — 57 км/ч. Такое сближение скоростей было сделано специально для возможного комбинированного применения движителей. В этом случае можно было двигаться, используя с одной стороны гусеничный, с другой — колесный движители. Запас хода по шоссе на гусеницах составлял 200 км, на колесах — 300 км. В ходовой части применялись восемь двухскатных опорных и шесть поддерживающих катков с наружной амортизацией. Гусеницы шириной 500 мм обеспечивали танку высокую проходимость.
Для обеспечения связи на танке устанавливалась радиостанция 71-ТК -1.
В 1937 г. ЛКЗ выпустил только 2 танка Т-29, после чего производство машины вследствие его сложной и ненадежной конструкции было прекращено.
Эталонные образцы танка T-29 принимали участие в «зимней» войне 1939-1940 гг. В боях одна из машин получила повреждения и был отправлена для ремонта на завод № 185 (до 2-й половины 1936 г. завод Спецмаштреста им.С.М.Кирова). После восстановления 18 февраля 1940 г. танк был отправлен на фронт в 13-ю армию. Впоследствии Т-29 принимал участие в боях под Москвой в 1941 -1942 гг. в составе отдельного танкового батальона 22-й танковой бригады, сформированного из танков, находящихся на НИИБТ полигоне.
Несмотря на небольшой период времени, за который были изготовлены опытные и эталонные образцы танка Т-29, на его базе ОКМО завода № 185 был выполнен ряд интересных проектов.
Так, после проведения испытаний по обстрелу танка Т-28 из 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК и 37, 45-мм пушек на АНИОПе еще в январе-феврале 1936 г. в СКБ-2 ЛКЗ были развернуты работы по усилению броневой защиты серийных отечественных танков, связанные с применением утолщенной цементированной брони в наиболее ответственных местах корпуса машины, проектированием конических главных башен и корпусов с наклонным расположением броневых листов. Помимо АКЗ к работе были привлечены Ижорский завод и завод № 185, который аналогичные работы проводил применительно к танку Т-29. Компенсация увеличения массы должна была быть осуществлена за счет применения штампованных деталей и легких сплавов для внутреннего оборудования.
В связи с этими обстоятельствами АБТУ РККА изменило ТТТ к машине, которые также были направлены на усиление огневой мощи и броневой защиты. В соответствии с новыми требованиями конструкторы ОКМО завода № 185 помимо работ по усилению броневой защиты эталонного образца танка Т-29 разработали ряд эскизных проектов боевых машин, которые нашли свое отражение в новых вариантах проекта танка прорыва — «Объект 115».
С целью снижения вероятности поражения машины на поле боя за счет постановки дымовой завесы осенью 1937 г. заводом № 185 в опытном порядке на танке Т-29 была произведена установка унифицированного дымового прибора ТДП конструкции завода «Компрессор». В ноябре того же года машина успешно прошла заводские испытания. Ведущим инженером по установке ТДП на машину был И.В.Гавалов.
В состав прибора ТДП (аппаратура КС-46) входили два резервуара емкостью 120-150 л, оборудованные самостоятельными комплектами арматуры. Дымовые баллоны устанавливались с наружной стороны в средней части машины на надгусе- ничных полках. Внутри боевого отделения главной башни с правой стороны устанавливались два пятилитровых воздушных баллона с давлением воздуха 150 кгс/см2. Они соединя лись через редукторы, понижавшие давление воздуха до 5-6 кгс/см2, и трубопроводы с цилиндрическими резервуарами со спецжидкостью Э-ГУ, изготовленными из броневой стали толщиной 12 мм. От резервуаров на корму машины были проложены трубопроводы с соплами-распылителями, которые проходили около выхлопных коллекторов двигателя, за счет чего происходил подогрев дымообразующей жидкости. Выходные концы трубопроводов с распылителями были прикрыты броневыми колпаками, прикрепленными к кормовой наклонной броне корпуса. Каждый распылитель имел по две форсунки.
Время подготовки прибора к постановке дымовой завесы составляло 6 с. Длина непросматриваемой завесы — 1500-1600 м, ширина — 25°-30° к горизонту, высота — 30 м. Расход дымообразующей смеси — 12-15 л/мин. Дымопуск мог производиться как раздельно — из одного из резервуаров, так и совместно.
Конструкция дымового прибора обеспечивала быструю постановку дымовой завесы при работе на месте.
Кроме того, в 1936-1937 гт. на базе Т-29 заводом №185 был разработан проект химического танка — ХТ-29, на котором в главной башне вместо основного вооружения устанавливалось огнеметное оборудование с дальностью огнеметания 70 м. Помимо огнеметания, танк мог производить постановку дымовой завесы в течении 40 минут, газопуск отравляющих веществ в течении 5-10 минут, заражение (ширина полосы заражения 23- 25 м) и дегазацию зараженной местности (ширина полосы дегазации 8 м). Емкость резервуаров для спецжидкостей составляла 2000 л. В качестве вспомогательного вооружения на машине в пулеметных башнях были сохранены пулеметы ДТ.
С целью повышения подвижности танка Т-29 ОКМО завода № 185 в 1937-1938 гг. для машины был разработан проект установки индивидуальной торсионной подвески, однако в металле этот проект реализован не был.
В феврале 1938 г. в АБТУ рассматривался проект танка Т-29 с усиленным (тяжелым) бронированием, а весной того же года СКБ-2 ЛКЗ совместно с НИИ-10 для танка разрабатывалось пультовое управление движением танка (система «Гроза»).
В связи со снятием танка Т-29 с вооружения все дальнейшие работы были прекращены.
Выполненный в феврале 1938 г. проект трехбашенного танка прорыва «Объект 115» предусматривал создание трех вариантов машин, причем каждый из вариантов боевой машины мог иметь как колесно-гусеничный, так и чисто гусеничный движитель. Работами по «Объекту 115» в КБ завода № 185 руководил начальника отдела Изотов. Ведущим инженером машины был А.Е.Попов. Масса машины в колесно-гусеничном варианте составляла от 33 до 42 т, в гусеничном — от 32 до 40 т. Разброс массы в вариантах машины был обусловлен установкой разнообразного вооружения в главной и малых башнях танка и в соответствии с этим изменением размеров.
В главной башне размещались 76,2-мм пушка Л-10 со спаренным 12,7-мм пулеметом ДК и пулемет ДТ в корме башни. Максимальный угол возвышения пушки составлял 70°, боекомплект — 76 выстрелов. В малых башнях могли устанавливаться 45-мм пушки со спаренным пулеметом ДТ, либо 45-мм пушка в одной средней башне и одна закрытая турельная установка с пулеметом ДТ, либо две закрытые турельные установки с пулеметами ДТ. Экипаж машины состоял из шести человек. Броневая защита была выполнена из броневых листов, толщиной 20, 30, 40 и 50 мм.
На машине предполагалось установить форсированный карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 715 л.с. (525 кВт), который позволил бы машине развивать максимальную скорость движения на колесном и гусеничном ходу 42-50 км/ч и иметь запас хода 100-140 км.
При колесно-гусеничном варианте число опорных катков колебалось от 6 до 5, а число ведущих осей от 4 до 3. Дальнейшего развития проекты не получили.
В феврале того же года на АКЗ был разработан полный технический проект усовершенствованных средних танков типа Т-28 и Т-29. Переход на новые образцы предполагалось осуществить с 1 января 1939 г. Проекты были рассмотрены в АБТУ без замечаний, однако, утверждены не были, так как АБТУ РККА встало на точку зрения о непригодности данного типа танка вообще. В связи с этим обстоятельством СКБ-2 в лице Ж.Я.Котина было выдано устное задание на проектирование новой, чисто гусеничной машины.
Этот проект предусматривал изготовление танка массой 30-32 т, предназначенного для механизированных бригад РВГК. Танк должен был развивать максимальную скорость на гусеничном ходу 50 км/ч. На нем устанавливался карбюраторный двигатель М-17 мощностью 600 л.с. Броневая защита была выполнена из листов толщиной 10, 20, 25, 30 и 50 мм. Машина должна была быть вооружена одной 76,2-мм пушкой, одним крупнокалиберным пулеметом и одним огнеметом. Запас хода составлял 200 км. Экипаж состоял из шести человек. Танк был
приспособлен для действий на зараженной местности и преодоления водных преград. С 1939 г. на машину должен был устанавливаться дизель.
Помимо работ по усилению броневой защиты серийных танков в КБ заводов № 185 и № 183 были разработаны и созданы опытные образцы новых средних танков.
< Предыдущая | Следующая > |
---|