Танк Т-46 (Т-46-5).

23.02.11 18:05Легендарные танки - Мировые танки
Печать

Танк Т-46 (Т-46-5).

Весной 1938 г. на заводе № 185 был изготовлен опытный образец танка Т-46, а именно модель Т-46-5, который до октября 1938 г. прошел заводские испытания, а затем в феврале-апреле 1939 г. прошел полигон­ные испытания на НИИБТ полигоне.

Схема общей компоновки танка Т 46 отличалась от классиче­ской расположением двигателя и трансмиссии. Двигатель устанавливался в корме танка и соединялся с трансмиссией, размещенной в носовой части корпуса, карданным валом, проходившем под полом боевого отделения. В отделении уп­равления слева по ходу машины размещался механик-водиель. В боевом отделении — командир танка Т46-5 и командир башни (наводчик). Моторное отделение было отделено от боевого перегородкой с двухстворчатой дверцей, обеспечи­вавшей доступ к карбюратору, приспособлению для пуска двигателя «Атлюс» и двум магнето.

Танк Т 46-5 был вооружен 45-мм танковой пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами ДТ: спаренным с пушкой и тыльным, который мог использоваться как зенитный, будучи установ­ленным на турели на крыше башни. Углы обстрела спарен­ной установки по вертикали составляли от -6° до + 23°. В бо­екомплект входили 121 выстрел к пушке и 2394 патрона к пу­леметам ДТ, снаряженных в 38 пулеметных дисках.

Для наблюдения за полем боя и ведения огня использова­лись телескопический прицел ТОП и перископические при­целы ПТ-1 или ПТК, а также три смотровых прибора зер­кального типа. Механизм поворота башни имел ручной и электромеханический приводы, обеспечивавшие ее враще­ние с различными скоростями.

Броневая защита была противоснарядной, выполненной из броневых листов толщиной 20, 30 и 60 мм. При производстве корпуса и башни танка Т-46-5 были опробованы способы сварки бро­невых листов большой толщины. Она обеспечивала защиту от 37-мм бронебойных снарядов со всех дистанций и от 76,2-ммснарядов на дистанциях 1200-1300 м. Броневые листы корпуса со­единялись с помощью угольников и гужонов. В носовой части корпуса устанавливались два тарана, предназначенные для защи­ты ведущих колес от повреждений. В верхнем лобовом листе раз­мещался люк механика-водителя с лобовым щитком, в котором устанавливался смотровой прибор зеркального типа. Башня ко­нической формы в лобовой части имела толщину 50 мм. Броне­вые листы башни соединялись внахлест потайными заклепками. На крыше башни имелись два входных люка и малый вентиляци­онный лючок с электровентилятором. Второе вентиляционное устройство было установлено в отделении управления.

В танке Т-46 устанавливался 4-х тактный 8-цилиндровый У-образный карбюраторный двигатель МТ-5-1 воздушного охлаждения с углом развала цилиндров 90" и мощностью 320 л.с. (235 кВт) при 2350 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся с помощью при­способления «Атлюс», обеспечивавшего подачу топлива во всасывающий коллектор, а также сжатым воздухом. Для ох­лаждения двигателя использовались два вентилятора.

Трансмиссия танка Т46-5 состояла из многодискового главного фрик­циона сухого трения, двухступенчатого редуктора, обеспечи­вавшего пониженную и прямую передачи, четырехступенча­той коробки передач с преселекторным переключением пере­дач, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых бортовых редукторов. Преселекторнное переключение передач обеспечивало включение лю­бой передачи (4 передачи переднего и 1 передача заднего хода) только при последовательной перестановке двух рычагов ку­лисы при полном выключении главного фрикциона.

Подвеска машины — блокированная, с листовыми рессора­ми, размещенными внутри корпуса. Такое техническое реше­ние усложняло монтажно-демонтажные работы. Со стороны каждого борта находилось по три тележки с двумя двухскатны­ми опорными катками в каждой, три поддерживающих катка с наружной амортизацией, ведущее колесо цевочного зацепле­ния с мелкозвенчатой гусеницей и направляющее колесо с ме­ханизмом натяжения гусеницы, закрытым броневым колпаком.

Машина боевой массой 32 т развивала максимальную ско­рость по шоссе 30 км/ч. Общая емкость топливных баков 492 л обеспечивала танку запас хода по шоссе до 126 км.

Танк был оснащен радиостанцией 71-ТК-1 с источниками питания РУН-120 и РУН-10 и внутренним переговорным уст­ройством СПУ-7-Р. Штыревая антенна укладывалась на пра­вую надгусеничную полку и устанавливалась в рабочее (верти­кальное) положение с помощью специального привода.

В качестве противопожарного оборудования использова­лись два стационарных тетрахлорных огнетушителя, располо­женных под двигателем и приводившихся в действие из отде­ления управления или из боевого отделения.

Весной 1940 г. при подготовке танка Т46 к отправке на Карель­ский перешеек для участия в боевых действиях двигатель МТ-5-1 был заменен на дизель В-2 с соответствующей пере­делкой моторного отделения и установкой электромеханичес­ких сервоприводов управления агрегатами трансмиссии, но на фронт машина опоздала.

Танк Т-46-5 имел высокий уровень броневой защиты, но его огневая мощь и подвижность были ограничены. Он могдействовать только в качестве танка непосредственной под­держки пехоты, что не соответствовало новым требовани­ям. Поэтому танк не получил дальнейшего развития. От­дельные конструктивные решения, реализованные в Т-46-5, впоследствии были использованы при проектировании и изготовлении макета опытного тяжелого однобашенного танка прорыва «Объект 0-50».

В октябре 1937 г. в связи с появлением новых средств противотанковой обороны (крупнокалиберный пулемет, 37-мм и 45-мм противотанковые пушки) АБТУ РККА заводу № 183 (до второй половины 1936 г. — ХПЗ) было выдано за­дание на разработку нового колесно-гусеничного танка Т 46-5 с бо­лее мощным бронированием, способным обеспечить защи­ту экипажа танка от огня крупнокалиберного пулемета ДК.

Необходимость разработки такого танка диктовалась тем обстоятельством, что дальнейшее увеличение толщины брони танка БТ-7 было невозможно, поскольку увеличение массы машины вело к перегрузке трансмиссии и элементов ходовой части. Тем более, что прямое увеличение толщины броневых листов корпуса БТ-7 не давало полноценного удовлетворения всех требований, поставленных заказчи­ком к новому танку. После проработки конструкторским бюро завода № 183 проекта танка БТ-20, в октябре 1938 г., завод предъявил чертежи и макеты двух разработанных со­гласно предложениям комиссии АБТУ вариантов (колесно- гусеничного и гусеничного) танков, которые были рассмот­рены Главным Военным Советом 9 и 10 декабря 1938 г.