Лучший танк - танк Т-34. Пушка.

23.02.11 20:09 Легендарные танки - Мировые танки сильная Плоды среднего конкурса необходимо было
Печать

Лучший танк - танк Т-34.

   Постановлением СНК СССР № 976-368 от 7 июня 1940 г. лучший танк Т-34 был поставлен на серийное производство на заводе № 183.

 

 

Весной 1940 г. заводом № 92 под руководством В.Г.Грабина для лучшего танка Т-34 была разработана новая танковая пушка Ф-34. Установка вооружения на опытном образце А-34 была выпол­нена заводом № 92 в мае 1940 г. Осенью того же года после про­ведения испытаний новой артиллерийской системы был изго­товлен второй образец А-34 с пушкой Ф-34, который в ноябре 1940 г. успешно прошел испытания отстрелом на АНИОПе.

Танки Т-34 отличались между собой, в основном, установкой во­оружения. Второй опытный образец будущего лучшего танка отличался от первого ус­тановкой спаренного с пушкой пулемета ДТ (на первом образ­це с пушкой был спарен пулемет ДС), конструкцией механиз­ма ножного спуска пушки и пулемета и увеличенным количе­ством жидкости в тормозе отката. Основными частями пушки Ф-34 являлись: ствол, вертикальный клиновой затвор с полуав­томатикой, тормоз отката, спусковой механизм, люлька, при­вод к перископу, подъемный механизм, гильзоулавливатель и бронировка качающейся части. Углы наведения по вертикали составляли от -4° 42' до +31° 45'. Для стрельбы использовались прицелы ПТ и ТОД. Пушка Т-34 обслуживалась двумя членами эки­пажа. Новая пушка имела по сравнению с пушкой Ф-32 более высокую начальную скорость снаряда 680 м/с, что соответст­венно увеличивало бронепробиваемость на 10 мм, а также бо­лее мощный тормоз отката, обеспечивавший длительную стрельбу с более высоким темпом. К недостаткам установки Ф-34 относились неравнопрочность бронировки пушки с бро­невой защитой башни, а также недостаточный круговой угол склонения пушки. После проведения необходимых доработок пушка Ф-34 была принята на вооружение лучшего танка Т-34 и постав­лена на валовое производство.

К середине осени 1940 г. благодаря совместным усилиям АБТУ, НКСП, НИИ № 48 и Мариупольского завода для лучшего танка Т-34 были разработаны и изготовлены: литая башня и балка носовой части корпуса. 19 октября 1940 г. Постановлением КО № 390 литая башня и литая балка составной носовой конструк­ции корпуса танка, изготовленные из брони МЗ-2, были введе­ны в серийное производство на Мариупольском заводе, начи­ная с октября 1940 г., с программой выпуска 6 башен в сутки. Толщина стенок литой башни составляла 52 мм, что по броне- стойкости соответствовало 45-мм катаной броне из той же марки стали. Установка литой башни на машину увеличила ее массу на 200 кг. Применение литья в изготовлении броневых деталей танка Т-34 было обусловлено прежде всего нехваткой броневого проката.

Несколько позже, в конце 1940 г., заводом № 92 под руко­водством В.Г.Грабина для лучшего танка Т-34 была разработана уста­новка новой 57-мм танковой пушки ЗИС-4. Опытный образец машины был изготовлен и прошел полигонные испытания в мае 1941 г., а усовершенствованный образец — в июле 1941 г. на Софринском полигоне.

57-мм танковая пушка представляла собой конструкцию 76,2-мм танковой пушки Ф-34 обр. 1940 г. с заменой лишь од­ной трубы ствола. Для уравновешивания пушки к нижней час­ти люльки были добавлены специальные грузы. Вместо прице­ла ТОД (при установке Ф-34) использовался прицел ТМФД.

При проведении полигонных испытаний на АНИИОПе пушка лучшего танка Т-34 показала хорошую бронепробиваемость. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 1000 м/с на дальности 1000 м пробивал 70-мм броню, расположенную под углом 30°. Углы наведения спаренной установки (пушки и пулемета ДТ) по вертикали составляли от -6° до + 30" (на нос и борта). Однако, в ходе испытаний была выявлена неудовлетворительная куч­ность боя на дальности 1000 м (в 2-2,5 раза ниже, чем у 76,2-мм пушки), а также значительный износ канала ствола. Живу­честь ствола не превышала 900 выстрелов.

Результаты испытаний показали, что танк Т-34 с 57-мм пуш­кой ЗИС-4 являлся весьма эффективным самоходным средст­вом борьбы с танками противника. Поэтому было принято ре­шение о необходимости устранения, обнаруженных в процес­се полигонных испытаний дефектов пушки и доработке систе­мы в самом срочном порядке. Повторные испытания модернизированного образца состоялись 6-18 июля 1941 г. и показали удовлетворительные результаты по кучности боя и поражению целей даже на дистанции более 2 км. В связи с началом войны и прекращением работ над данной пушкой, дальнейшие испы­тания и работы были прекращены и возобновились лишь в хо­де войны — в 1943 г. Но на вооружение Т-34 с 57-мм пушкой так и не был принят и в серийном производстве не состоял.

В ноябре-декабре 1940 г. для проверки качества первых се­рийных лучших танков НИИБТ полигоном был проведен длительный кольцевой пробег трех Т-34 из установочной партии по марш­руту Харьков-Москва-Смоленск-Гомель-Киев-Полтава-Харь- ков. В этом пробеге были выявлены все слабые места машины и определена возможность ее эксплуатации в отрыве от основ­ных баз. Всего за 14 ходовых дней танками было пройдено свыше 2700 км. Были выявлены серьезные недостатки в конст­рукции машины, которые вынудили ГАБТУ остро поставить впрос о повышении качества танка. 19 ноября 1940 г. было принято постановление КО, которым предусматривалось про­вести ряд мероприятий по улучшению танка Т-34, а именно: усиление броневой защиты крыши башни и днища корпуса, установку дизеля мощностью 600 л.с. (441 кВт), улучшение ус­ловий работы экипажа путем расширения башни (без увели­чения диаметра погона) и переделки боеукладки, улучшение обзорности из танка за счет установки командирской башен­ки и дополнительных смотровых приборов у механика-водите­ля и радиста, обеспечение межремонтного пробега в 7000 км.

Вопросы по улучшению качества лучшего танка и устранению его конструктивных недостатков были решены путем реализации мероприятий малой и большой модернизации.

Мероприятия малой модернизации предусматривали уста­новку смотровых призматических приборов, главного фрик­циона, вентилятора системы охлаждения, элементов масляной системы двигателя, погона башни с уменьшенным люфтом, боеукладки на 100 выстрелов и более совершенных гусениц.

Мероприятия большой модернизации включали создание расширенной башни с погоном увеличенного диаметра, уси­ленное бронирование и изменение конструкции узлов ходо­вой части.