Создание танка Т-34М.

23.02.11 20:22Легендарные танки - Мировые танки
Печать

Создание танка Т-34М.

   В январе 1941 г. в конструкторском бюро завода № 183 под руководством А.А.Морозова приступили к созданию танка Т-34М большой модернизации, который на этапе про­ектирования имел несколько обозначений и разрабатывался в нескольких вариантах.

 В последующем танк  Т-34М планировался к постановке на серийное производство вместо Т-34. К 1 апреля 1941 г. предусматривалось выпустить два опытных образца мо­дернизированной машины с торсионной подвеской и усилен­ной броневой защитой. Создание танка Т-34 М по новым схемам велось интенсивно. Численность экипажа машины была увеличена до пяти человек, что позволило освободить коман­дира от обязанностей наводчика и сосредоточить его основное внимание на управление экипажем в бою. Это был модернизи­рованный танк Т-34М (заводское обозначение А-43). Ведущим инженером проекта был И.С.Бер. Проект и деревянный макет машины были рассмотрены макетной комиссией в апреле 1941 г. После чего цеха завода приступили к изготовлению опытного образца машины. К 1 июля на завод № 183 должны были поступить два комплекта броневых деталей машины, с тем чтобы к 10 августа изготовить два опытных образца Т-34М, серийное производство которого должно было быть начато не ожидая результатов испытаний на гарантийный километраж. Серийное производство Т-34М планировалось развернуть на Сталинградском тракторном заводе с 1 января 1942 г. Однако, перед войной заводом № 183 для двух опытных образцов были изготовлены в металле лишь отдельные узлы и агрегаты. В свя­зи с началом Великой Отечественной войны дальнейшие рабо­ты над Т-34М были прекращены.

Компоновка создания танка Т-34М была выполнена по классической схе­ме. В носовой части корпуса в отделении управления размеща­лись механик-водитель (справа) и стрелок-радист (слева). В центральной части корпуса и в башне располагалось боевоеотделение, в котором размещались: слева от пушки наводчик, справа — заряжающий, по оси машины за казенником — ко­мандир танка. Для наблюдения за полем боя на крыше башни была установлена командирская башенка, обеспечивавшая круговой обзор. Посадка и высадка экипажа осуществлялись через люк механика-водителя и два люка в крыше башни. Ко­мандирская башенка входного люка не имела. В крыше башен­ки располагался только лючок для сигнализации.

Основным оружием являлась 76,2-мм танковая пушка Ф-34 со спаренным пулеметом ДТ. Второй пулемет ДТ был установ­лен в шаровой опоре в лобовом листе корпуса у стрелка-ради­ста. Третий пулемет ДТ был запасным. Вместо пулемета ДТ в I лобовом листе корпуса мог устанавливаться огнемет. Бое­комплект машины состоял из 103 выстрелов к пушке и 4536 па­тронов, снаряженных в 72 пулеметных дисках. Для ведения ог- I ня использовались прицелы ТОД и ПТ-7. Скорострельность I пушки составляла 6 выстр./мин.

Броневая защита была противоснарядной. Сварные корпус I и башня были выполнены из катаных броневых листов толщи- I ной 16, 20, 40, 45 мм, имевших рациональные углы наклона. I Предусматривалось выпустить опытные образцы машины с усиленной до 60 мм броневой защитой (так называемый вари- I ант «Б»), Масса машины при этом достигала 29 т, боекомплект I к пушке был увеличен и составлял 110 выстрелов.

Моторно-трансмиссионное отделение и кормовая часть I танка Т-34М были выполнены по типу тяжелого танка КВ. В I кормовой части машины вдоль ее продольной оси предполага- лось установить дизель В-5 мощностью 600 л.с. (441 кВт). В си­стеме охлаждения двигателя использовались два осевых вентилятора, установленные в трансмиссионном отделении и имевшие поперечное расположение. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, четырех­ступенчатой механической коробки передач с демультиплика­тором, обеспечивавшим 8 передач переднего и 2 передачи зад­него хода, двух многодисковых бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами с накладками из феродо и двух одноступенчатых бортовых редукторов.

Подвеска танка  Т-34М — индивидуальная, торсионная, с установ­кой амортизаторов на передних и задних опорных катках. В ходовой части использовались 8 поддерживающих и 12 опор­ных катков малого диаметра с внутренней амортизацией, ве­дущие колеса гребневого зацепления с гусеницами и направ­ляющие колеса с механизмами натяжения.

В качестве средств связи на машине была установлена ра­диостанция КРСТБ и переговорное устройство ТПУ-3.

Согласно расчетам танк боевой массой 25,5 т должен был развивать максимальную скорость 60,5 км/ч (для варианта «Б» — 55 км/ч) и иметь запас хода 330 км.

Кроме того, еще в марте 1941 г. заводу № 183 были выданы уточненные Mlна создание танка Т-34Т, в которых кроме описанных выше изменений, выдвигалось требование уста­новки планетарной трансмиссии для увеличения маневренно­сти и тяговых качеств танка. Проект планетарной трансмис­сии для танка был разработан в ВАММ им.Сталина по заданию ГАБТУ Красной Армии. Планетарная трансмиссия должна бы­ла размещаться в существующих размерах машины без изме­нения установки двигателя и бортовых редукторов.

В ходе работ над проектом апреле 1941 г. с целью повышения броневой защиты танка в ТТТ были внесены изменения, пред­писывающие произвести помимо увеличения лобовой брони корпуса и башни до 60 мм, еще и увеличение до 30 мм толщины брони крыши и днища. Масса машины при этом возростала до 27,5 т. Этот вариант танка получил наименование Т-60.

В ходе работ по созданию танку Т-34 в объеме большой модерниза­ции в КБ завода № 183 под руководством А.А.Морозова еще в марте 1941 г. велась конструктивная проработка проектов тан­ка Т-44 с различными вариантами основного вооружения, бо­лее мощной броней. В приложении к приказу НКСМ № 192 от 10 мая 1941 г. (в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦКВКП(б) от 5 мая 1941 г.) «О производстве танков Т-34 в 1941 г.» были определены 111 на танк Т-44, согласно которым ондолжен был иметь боевую массу 29-29,5 т, броневую защиту корпуса: лобовая броня 75 мм под углом 60°, борт — 60 мм, кор­ма — 55 мм под углом 350-45°, днище — 20-25 мм, крыша — 30° мм, башни: лоб — 75 мм под углом 25°, корма 75 мм под утлом 15°, бронировка артсистемы — 60 мм. В качестве основного оружия устанавливалась 76,2-мм пушка ЗИС-5 или 57-мм пуш­ка ЗИС-4, спаренная с двумя пулеметами ДТ, вспомогательно­го — два спаренных пулемета ДТ в лобовой части корпуса. Вместо пулеметов ДТ в лобовой части корпуса предусматрива­лась также установка огнемета с запасом огнесмеси на 10-15 выстрелов. В боекомплект танков с радиостанцией входили 100 выстрелов к пушке и 6000 патронов к пулеметам ДТ, для ог­неметного танка — 90 выстрелов и 4500 патронов соответст­венно. Для ведения прицельной стрельбы использовались пе­рископический (ПТ) и телескопический (ТОД) прицелы. На танке предусматривалась установка дизеля мощностью 600 л.с. (441,2 кВт), обеспечивавшего максимальную скорость до 55-60 км/ч. Запас топлива 600 л. В состав гусеничного движителя входила индивидуальная торсионная подвеска, опорные и под­держивающие катки с внутренней амортизацией, гусеницацевочного зацепления. Для обеспечения связи устанавлива­лась радиостанция КРСТБ с ТПУ-3 и световая сигнализация между командиром танка и механиком-водителем.