Танк М1А1 Абрамс Abrams - современное оружие армии США

01.11.10 23:32 администратор Легендарные танки - Танк M1 "Абрамс"
Печать

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.9d8eb199-57c1-40a7-8c83-c8ed672273c6.001.jpeg

После трех лет всесторонних испытаний 7 опытных образцов М1Е1 и завершения работ по устранению недостатков и подготовки к лицензионному производ­ству нового 120-мм оружия, получившей обозначение М256, в августе 1984 года была принята как новое оружие для армии новая модификация, получившая обозначение танк М1А1 со 120-мм пушкой.

Танк М1А1 Абрамс - современное оружие армии США

 

Видимых отличий новый танк по сравнению с преды­дущими моделями «Абрамса» не имел, за исключени­ем отличий в оружиях и некоторых деталей, располо­женных на башне: несколько изменился бронеколпак прицела наводчика, под дымовыми гранатометами смонтировали ящички для хранения запасных дымо­вых гранат. Новое оружие имело массу качающейся части 1995 кг, что на 860 кг было больше, чем у 105-мм М68А1. Ствол пушки является холоднотянутой трубой с внутренним хромированием для повышения износо­стойкости. На стволе на расстоянии 2500 мм от дуль­ного среза располагается экстрактор пороховых га­зов, изготовленный из стеклопластика, теплоизолиру­ющий чехол ствола также изготовлен из этого матери­ала. Казенная часть для быстрой замены крепится к стволу резьбовым соединением, и в ней используется открывающийся вниз полуавтоматический клиновой затвор. В затворе включен механизм заряжания с гид­роприводом, который помещает выстрел на лоток за­ряжания. Когда оружие откатывается, оно возвращает­ся на место откатником, при этом автоматически от­крывается затвор. Противооткатные устройства со­стоят из двух, заполненных азотом, гидравлических замедлителей и одного гидропневматического уст­ройства. Так как в танке М1 после выстрела гильзы просто падали на пол боевого отделения, что приводи­ло к повышенной загазованности боевого отделения и высокой вероятности травмирования членов экипажа танка, то в М1А1 ввели закрытый ящик, куда направля­ются поддоны стреляных гильз. Основным противо­танковым средством танка М1А1 являются 120-мм БПС М829 со сгорающей гильзой и отделяющимся поддоном, с сердечником из обедненного урана и М827 с сердечником из вольфрамового сплава. Начальная скорость полета сердечника БПС М829 — 1650 м/с, бронепробиваемость 250 мм на дистанции 2000 метров под углом 60 град, к нормали. Из-за вы­сокой стоимости количество М829 в боекомплекте из 40 выстрелов составляет 25% от общего числа. Вто­рым по количеству типом является кумулятивный вы­стрел М830, выполняющий роль и фугасного снаряда. Увеличение диаметра конуса воронки боевой части и больший объем ВВ обеспечили увеличение броне-пробиваемости, по сравнению со 105-мм кумулятив­ным снарядом, на 43 мм и составляет 180 мм. Увели­чение калибра повлекло, как было уже сказано, изме­нение величены боекомплекта. Так, в нише башни вместо 44 105-мм снарядов могут находиться только 34 выстрела калибра 120-мм. Одновременно умень­шилась с 8 до 6 единиц боеукладка в задней части бо­евого отделения, а 3 готовых к стрельбе выстрела, размещенных на полу башни, из-за увеличенной ка­зенной части пушки были ликвидированы.

 

Помимо нового оружия и в дополнение к суще­ствующей индивидуальной защите от ОМП с исполь­зованием противогазов, на танке установили новую ФВУ М43А1, способную обеспечивать коллективную защиту экипажа от радиоактивной пыли и отравляю­щих веществ без использования противогазов. Так как ФВУ помимо основного назначения способствует высасыванию оставшихся пороховых газов от пушки при стрельбе, то отпала необходимость в установке вентилятора, который планировалось поставить как меру для уменьшения загазованности при интенсив­ном ведении огня. Как недостаток системы коллек­тивной защиты отмечают ее возможность функциони­ровать лишь в том случае, когда работает двигатель танка (воздух в систему поступает через воздухоза­борник ГТД) и когда машина находится в боевом по­ложении, то есть все люки и передний выпускной кла­пан закрыты, выстрел в пушке, затвор закрыт. Прежнюю систему подогрева заменили новой с многотоп­ливным нагревателем, в котором подача воздуха осу­ществляется по разным воздуховодам, так как очень часто отмечались случаи попадания загрязненного воздуха в боевое отделение. Из-за возросшей массы танка, с 57 тонн на М1 до 59 на М1А1, пришлось вновь модифицировать ходовую часть, так в гидроаморти­заторах 1, 2 и 7 узлов подвески давление увеличили с 21 до 24 МПа. Были улучшены уплотнения опорных катков этих узлов подвески для того, чтобы снизить утечку смазки из них. Вставка торсионов на угол за­крутки была изменена с целью добиться той же вели­чины клиренса, что и до увеличения массы танка. Бан­дажи опорных катков М1А1, в сравнении с М1, изгото­вили более тонкими, вследствие чего, несмотря на возросший вес машины, уменьшились их нагрев и из­нос. Для увеличения запаса хода был изменен объем топливных баков, общий литраж составил 1997 лит­ров, что позволило увеличить на 50 км возможность танка передвигаться по местности. Была изменена конфигурация вышибных панелей, установленных сверху в задней части башни, в районе расположения боекомплекта, вместо трех крышек стало две. По мнению американских специалистов, данное конст­руктивное нововведение позволит в случае детона­ции боезапаса направить взрывную волну вверх и тем самым защитить экипаж от ударной волны и осколков, поскольку обитаемая часть башни отгорожена от сна­рядов шторкой толщиной в 20 мм. Однако многие специалисты, в том числе и зарубежные, негативно отзывались о наличии 90% всего боекомплекта в од­ном месте, хоть и имеющего небольшие меры к огра­ничению распространения ударной волны и осколков (например в «Леопард 2» только треть выстрелов рас­полагается в корме башни, а остальные в корпусе), и довольно скептически относились к возможности вы­живания экипажа и танка в целом в случае подрыва 34 зарядов 120-мм снарядов, находящихся за тонкими перегородками, несмотря на все рекламные завере­ния разработчиков танка. При этом они ссылались на фотоснимки из Кувейта и Ирака во время войны в За­ливе и из Грозного во время чеченской войны, когда башни Т-72 и Т-80 валялись рядом с корпусами из-за якобы детонировавших боеприпасов, находящихся под боевым отделением в механизированной уклад­ке, при этом, как они говорили, там находилось две трети всего боекомплекта танка, а не 90%, как в М1. Тем не менее выживаемость советских танков в усло­виях обстрела с верхних этажей зданий (чеченская война) или вертолетов (война в Заливе), как наиболее частых, была по расчетам значительно выше. Так как башни Т-72 и Т-80 меньше, а конвейер со снарядами располагается в нижней части боевого отделения и защищен телом казенника пушки различными блока­ми прицелов и других систем, навешенными на внут­реннюю часть башни, да и расстояние от верхней час­ти башни до полика боевого отделения, под которым располагается конвейер со снарядами, составляет свыше одного метра. Это дает некоторое преимуще­ство при обстреле в подобных ситуациях. В противо­вес «семьдесятдвойкам» и «восьмидесяткам», башня у М1 значительно больше, а боеприпасы сверху отго­рожены лишь 40-мм броней.

Одним из слабых мест танка «Абрамс» считалась невозможность командира управлять в бою действи­ями наводчика из-за отсутствия независимого прице­ла. Поэтому, во время испытаний М1Е1 в ТТТ введен пункт об оснащении командира танка новым тепловизионным независимым прицелом (CITV), позволяв­шим ему производить самостоятельный поиск целей и давать целеуказание наводчику. Однако недоведен-ность системы и перерасход бюджета на программу не позволили эту часть программы довести до завер­шения. Было решено начиная с машин 1986 года выпуска зарезервировать место для прицела командира танка, сделав площадку с левой стороны башни на­против прицела наводчика. Доводку системы CITV пе­ренесли на следующий этап модернизации програм­мы — «Блок-2».

В декабре 1985 года из сборочных цехов завода в Детройте вышли с опережением плана поставок на три месяца первые два серийных танка М1А1. По мере нарастания выпуска новых машин они в первую оче­редь стали поступать в части, расположенные в За­падной Германии. Первые 10 танков получил учебный центр в Вилсеке, где они использовались для пере­подготовки инструкторов, а первой строевой частью, куда были направлены М1А1, стала 1-я бронетанковая дивизия 5-го Армейского корпуса. В ходе интенсивной эксплуатации танков стала более отчетливо прояв­ляться недоведенность гусеничной ленты Т156 по ре­сурсу. Вместо положенных 3200 км пробега они отха­живали от 956 до 1770 км. Во многом это было связа­но с переутяжелением танка. Поэтому был поднят во­прос о закупке для частей, дислоцированных в Герма­нии, гусениц, производимых для танка «Леопард 2» (их пробег в среднем составляет 5000 км). Тем не менее фирмой «Форд» была разработана новая лента Т158, срок службы которой по сравнению со сроком старой гусеницы и сменных подушек траков удвоился, однако при этом вес танка увеличился на 450 кг. В 1986 году корпусу морской пехоты США начались поставки 221 танка М1А1, которые частично заменили танки М60АЗ. Вариант танка корпуса несколько отличается от ар­мейской машины, с целью удовлетворения требова­ний, предъявляемых к машинам, участвующих в де­сантных операциях. Так как ни М1 ни М1А1 не могут без подготовки преодолевать глубокие броды, то с этой целью были проведены доработки, касающиеся установки дополнительных уплотнений и трех возду-хопитающих труб. Две из них при подготовке к пре­одолению брода крепятся слева, на решетке воздухо­заборника, а третья — в кормовой части корпуса тан­ка для подачи воздуха из двигателя, однако установ­ка этих труб вносила ограничение при стрельбе из орудия с поворотом башни на правую сторону. При этом максимальная глубина преодолеваемой водной поверхности танком М1А1 из-за большой чувстви­тельности двигателей серии AVCO — 1500 к противо­давлению составила 2,3 метра.

Одной из частей программы «Блок-2» являлось увеличение защищенности танка М1А1, особенно против кумулятивных боеприпасов. Для этого был разработан усовершенствованный комплект брони с использованием в ней обедненного урана. Обеднен­ный уран — это инертный (неактивный) тяжелый ме­талл, имеющий очень высокую плотность и обладаю­щий естественной пирофортностью (самовоспламе­нением). Термин «обедненный» означает, что этот уран не обладает энергией для использования в про­мышленных целях, он является побочным продуктом процесса обогащения урана. Плотность брони из обедненного урана в 2,5 раза выше плотности броне­вой стали, она гораздо тверже, тяжелее и является достаточно дорогостоящим материалом. Процесс изготовления такой брони включает «вплетение» обедненного урана в виде проволочной сетки в обыч­ную плиту стальной брони во время литья. Данное ме­роприятие позволило, по мнению американских спе­циалистов, значительно увеличить стойкость танка квоздействию на него различных ПТУР, имеющих бро-непробиваемость до 800 мм и новых 120-мм БПС с сердечником из вольфрама, имеющих толщину про­бития 250 — 260 мм. Первый образец танка с новым типом брони вышел на испытания в октябре 1988 года. Первоначально новой машине хотели присвоить ин­декс М1А2, но посчитав это преждевременным, танку дали обозначение М1А1НА (Heavy Armor — тяжелая броня). Первые образцы нового танка поступили в подразделения 7-й армии, дислоцированной в ФРГ.

Главным недостатком М1А1НА являлся значитель­но возросший вес, достигший величины 62,2 тонны. Другим фактором, которого опасались некоторые ученые, был сам обедненный уран. Имеющий низкий радиоактивный фон, он тем не менее при длительном нахождении экипажа внутри танка мог привести к за­ражению организма и способствовать развитию зло-

качественных опухолей. Дополнительным источни­ком облучения становились и боеприпасы с сердеч­ником из урана. Именно по этим причинам западно­германские специалисты до сих пор отказываются от внедрения в новые боеприпасы для танка «Лео­пард 2» урановых сердечников, считая, что разница между плотностями последних вольфрамовых спла­вов и соединений из обедненного урана предельно мала. В последнее время в печати стали появляться статьи, подтверждающие опасения о вредном воз­действии урановых сердечников. Так, в частности, 35 экипажей, принимавших участие в операции «Бу­ря в пустыне» получили различные степени зараже­ния, вследствие вдыхания токсичных частиц, образу­ющихся при разрушении сердечников БПС с обед­ненным ураном. Это было вызвано вследствие дру­гого недостатка этих боеприпасов, а именно неболь-шой срок хранения, не более 10 лет, после чего про­исходит «осыпание» сердечника.

Решение о частичном внедрении мероприятий по программе «Блок-2» позволило на танке М1А1 НА уве­личить срок службы ствола до 750 выстрелов и устано­вить вспомогательный газотурбинный агрегат (APU). Основная идея APU заключается в том, чтобы обеспе­чить так называемый режим «молчания», при котором танк получает электроэнергию без запуска основного двигателя и в то же время не зависеть от способности аккумуляторных батарей (АКБ) поддерживать такой режим. В танке М1А1 допускается работа в режиме «молчания» на свинцово-кислотных АКБ в течение 40 минут, после чего батареи уже не могут запустить ГТД. После проведения полевых испытаний в 1989 го­ду сухопутные войска и корпус морской пехоты со сле­дующего года начали закупку 1700 таких агрегатов. Этот агрегат мощностью 18,4 КВт разрабатывался в течение трех лет и должен был удвоить на М1А1 режим

«молчания», но как недостаток у него отмечается не­возможность обеспечивать работу системы коллек­тивной защиты от ОМП и системы охлаждения возду­ха для экипажа. В добавок для него требуется отдель­ное устройство для запуска, отдельная топливная си­стема и своя АКБ, в результате места внутри силово­го отделения для него не нашлось, и агрегат был по­мещен в отдельный контейнер в кормовой части кор­пуса и установлен на специальный кронштейн-под­ставку, при этом длина танка увеличилась на 1,5 мет­ра, а вес на 300 кг. При установке подобных APU на танки морской пехоты, по сравнению с сухопутным вариантом, были внесены изменения. Для уменьше­ния воздействия соленой морской воды на внутрен­ности вспомогательной установки ее смонтировали в корзине на корме башни танка. Подобное размеще­ние агрегата также уменьшило вероятность попада­ния пыли и песка. Всего до конца 1993 года было вы­пущено 4802 танка М1А1.

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.e597abd1-072f-4193-998a-591f43c033bd.001.jpeg

ТанкМ1А1НА

2-ойроты 1-го батальона 1-ой танковой дивизии, Босния,весна 1996 г.

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.330a50a4-98f7-4785-908b-a1f89f1a9d1b.001.jpeg

 

Последнее обновление 15.12.10 14:21