Танк Мк3 Валентайн Valentine - оружие британской армии Второй мировой войны

06.10.10 02:11 Танки и бронетехника Первой и Второй мировой - Британские танки Второй мировой
Печать

/images/stories/Aspose.Words.5f118046-f070-4704-b311-629f5b6f9638.001.jpeg

Наиболее удачный легкий (по принятой в большинстве стран классификации) и наиболее массовый британский танк Вто­рой мировой войны. ( см. фото )
 

Танк Мк3 Валентайн Valentine - оружие британской армии Второй мировой войны

 

Разработан в инициа­тивном порядке фирмой Vickers-Armstrong Ltd. в 1938 г. Производился серийно с 1940 до начала 1944 г. За это время тремя английскими компаниями — Vickers, Metro, BRCW — и двумя канадскими — Canadian Pacific Pailway и Montreal Works было выпу­щено 8275 танков (в том числе 1420 в Ка­наде).( см. фото )

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Valentine I — первый серийный вариант. Гпавной особенностью конструкции корпу­са и башни являлось отсутствие каркасов для их сборки. Броневые плиты обрабаты­вались по соответсвующим шаблонам так, что они взаимно замыкались при сборке. Затем осуществлялось их крепление друг к другу с помощью болтов, заклепок и шпонок. На машине устанавливалась 2- фунтовая пушка, 6-цилиндровый карбюра­торный двигатель АБС А189 мощностью 135 л. с. при 1900 об/мин. В трансмиссию танков с двигателями АБС входили: одно- дисковый главный фрикцион сухого тре­ния J-151, четырехходовая, пятискорост­ная коробка передач Meadows type 22, ко­ническая поперечная передача, многодисковые сухие бортовые фрикцио­ны и двойные планетарные бортовые пе­редачи. Емкость топливных баков 257 л. У части машин на специальном кронштейне

на крыше башни крепилась зенитная уста­новка Lakeman для 7,7-мм пехотного пуле­мета Вгеп. Боевая масса 15,75 т, экипаж 3 человека.( см. фото )

Valentine II — дизельный двигатель А ЕС А190 мощностью 131 л. с. при 1800 об/мин, фальшборты и дополнительный наружный топливный бак, подключенный к системе питания двигателя. Запас хода с наружным баком — 176 км.

Valentine III — трехместная башня с кор­мовой нишей. Толщина бортов корпуса уменьшена с 60 до 50 мм. Боевая масса 16,75 т, экипаж 4 человека.

Valentine IV — Valentine II с американс­кими дизелем GMC 6004 мощностью 138 л. с. и трансмиссией.

Valentine V — Valentine III с американс­кими дизелем GMC 6004 и трансмиссией

Valentine VI Valentine IV, изготовлен­ный в Канаде. Отличался от английского варианта рядом узлов и деталей канадс­кого или американского производства. У части танков лобовая деталь корпуса вы­полнена цельнолитой.

Valentine VII — Valentine VI со спарен­ным пулеметом Browning М1919А4 калиб­ра 7,62 мм американского производства вместо BESA английского. Изготавлива­лась в Канаде.

Valentine VIII — Valentine III с 6-фунтовой (57-мм) пушкой в двухместной башне. Спаренный пулемет и дымовой казноза- рядный гранатомет отсутствовали. На пра­вом борту башни на специальном кронш-тейне крепились два дымовых гранатоме­та калибра 101,6 мм. Уменьшена толщина бортовой брони корпуса. Боекомплект — 53 артвыстрела, боевая масса — 17,2 т. Экипаж 3 человека.

Valentine IX — Valentine V с 6-фунтовой пушкой в двухместной башне. Спаренный пулемет отсутствовал. На последних 300 машинах устанавливались форсированные дизеля GMC 6004 мощностью 165 л. с. при 2000 об/мин.

Valentine X — Valentine IX с автономной установкой пулемета BESA калибра 7,92 мм. Боекомплект пушки сокращен до 44 выстрелов. Боекомплект пулемета — 3150 патронов. Двигатель GMC 6004 мощ­ностью 165 л. с.

Valentine XI — 75-мм пушка. Боекомп­лект 46 выстрелов и 3150 патронов. Дви­гатель GMC 6004 форсированный до мощ­ности 210 л. с. при 2150 об/мин.

В течение года после начала серийного производства проходило освоение новой материальной части в танковых соедине­ниях британской армии. Одними из пер­вых в 1941 г. "валентайны" поступили в 6- ю и 11-ю танковые дивизии, а еще рань­ше, осенью 1940-го — в 1-ю польскую танковую дивизию.

Боевое крещение эти машины получили в Северной Африке в ноябре 1941 г. в хо­де операции "Крусейдер". Из шести дивизий и пяти бригад 8-й английской армии, участвовавших в этой операции, одна ди­визия и три бригады были бронетанковы­ми. В состав 1-й армейской танковой бри­гады входил 8-й Королевский танковый полк, полностью укомплектованный "валентайнами" (42 единицы бронетехники). Еще 10 машин этого типа имелось в составе 32-й ар­мейской танковой бригады, входившей в гарнизон осажденного итало-германскими войсками Тобрука.

Спустя пять месяцев к началу сражения при Эль-Газале 1-ю армейскую танковую бригаду полностью перевооружили "валентайнами". В этом соединении, состо­явшем из 8-го, 42-го и 44-го Королевских танковых полков, насчитывалось 174 "ва- лентайна".

Один эскадрон "валентайнов" принимал участие в высадке на о. Мадагаскар в 1942 г. В составе 3-й новозеландской дивизии они воевали на островах Тихого океана.

Из 11 британских танковых полков, вое­вавших с японцами в Бирме, один — 146-й полк Королевского танкового корпуса (146.RAC) — с октября 1942 г. был воору­жен танками Valentine III. Несмотря на пос­тупление в последующем боевых машин других типов, в том числе танков "Генерал Грант", некоторое количество "валентай- нов" продолжало использоваться в этой части вплоть до 1945 г. Лишь в мае 1945 г. полк окончательно перевооружили "шер- манами".

К моменту высадки в Нормандии "валентайны" были выведены из первой ли­нии танковых частей. Использовались в качестве различных машин специального назначения — мостоукладчиков (Valentine- Bridgelayer), минных тральщиков и других. Часть танков была переделана в самоход­ные артиллерийские установки "Арчер". Довольно много "валентайнов" служили бронированными подвижными наблюда­тельными пунктами в частях Королевской артиллерии и применялись как команди­рские машины в противотанковых диви­зионах.

 

Единственной страной, куда "валентай- ны" поставлялись по ленд-лизу, был Сове­тский Союз. Причем в СССР отправили без малого половину выпущенных машин: 2394 английских и 1388 канадских, из ко­торых до места назначения дошло 3332 танка. Красная Армия получила танки семи

модификаций — II, III, IV, V, VII, IX и X. Как видно, преобладали машины, оснащенные дизелями GMC. Возможно, это делалось ради унификации: такие же двигатели сто­яли на поставлявшихся в СССР америка­нских "шерманах". Кроме линейных тан­ков, было поставлено 25 мостоукладчиков.

Первые "валентайны" появились на со­ветско-германском фронте в конце ноября 1941 г. Уже в ходе первых боев выявился такой недостаток английских танков, как отсутствие в боекомплекте 2-фунтовой пушки осколочно-фугасных снарядов. Большое количество "валентайнов" участ­вовало в битве за Кавказ. В 1942 — 1943 гг. танковые части Северо-Кавказского и Закавказского фронтов были укомплекто­ваны импортной техникой почти на 70% Это объяснялось близостью к так называе­мому "Иранскому коридору", то есть од­ному из путей поставки грузов в СССР, проходившему через Иран. География применения "валентайнов" была очень широкой — от самых южных участков советско-германского фронта до северных. Помимо частей Закавказс­кого фронта, они состояли, например, на вооружении 19-го танкового корпуса Юж­ного фронта (с 20 октября 1943 г. — 4-й Украинский) и принимали активное учас­тие в Мелитопольской наступательной операции, а затем в освобождении Кры­ма. Танки Mk III активно использовались в позиционных боях на Западном и Кали­нинском фронтах вплоть до начала 1944 г До конца Второй мировой войны "валентайны" остава­лись основными танками кавалерийских корпусов. Особенно высоко кавалеристы ценили маневренные качества машины. Скорее всего, по этой же причине "ва­лентайны" состояли на вооружении мно­гих мотоциклетных батальонов и отдель­ных мотоциклетных полков. В штат пос­ледних на завершающем этапе войны входила танковая рота из десяти Т-34 ли­бо такого же количества "Валентайн IX".

Танки модификаций "Валентайн IX" и "Валентайн X", вооруженные 57-мм пуш­ками, почти до конца Второй мировой войны продолжали запрашиваться Советским Союзом для поставок по ленд-лизу. Во многом благо­даря этому серийное производство "ва­лентайнов", уже не поступавших в брита­нскую армию, продолжало сохраняться вплоть до апреля 1944 г.

В Красной Армии "валентайны" ис­пользовались вплоть до конца Второй мировой войны. Свой боевой путь в Красной Армии боевые машины этого ти­па закончили на Дальнем Востоке в ав­густе 1945 г.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Mark III Valentine VI

БОЕВАЯ МАССА, т: 16,5. ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5410, ширина - 2629, высота - 2273, клиренс - 420

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта (40 мм), 1 пулемет BESA калибра 7 92 мм, 1 зенитный пулемет Вгеп калибра 7,7 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 61 артвыстре. i, 3150 патронов калибра 7,92 мм, 600 патронов калибра 7,7 мм, 18 дымовых гранат. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел N2 24В Мк I. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 60, борт и корма - 60 крыша - 10 - 20, днище — 7 - 20; башня — 60 — 65.

ДВИГАТЕЛЬ: GMC 6-71 модели 6004, 6-цилиндровый двухтактный дизель с рядным расположением цилиндров и жидкостным охлаж­дением; максимальная мощность 165 л.с. (120 кВт) при 2000 об/мин, заводская регулировка - 138 л.с. при 1900 об/мин Рабо­чий объем 6970 см3,

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения М-6004, трехходовая синхронизированная механическая коробка передач Spicer synchromech, поперечная передача, многодисковые сухие бортовые фрикционы, двойные планетарные бортовые пере­дачи, колодочные тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, ве­дущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное посере­дине гусеницы), подвеска блокированная, балансионая со спи­ральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; три обрезиненных поддерживающих катка; в каждой гусенице 103 трака шириной 356 мм, шаг трака - 112 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 32. ЗАПАС ХОДА, км: 150.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 40, высо­та стенки, м - 0,75, ширина рва, м - 2,2, глубина брода м -1. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.

 

/images/stories/Aspose.Words.2fffecd0-c7c4-4cd3-9da0-303697147fda.001.jpeg

 

 

Последнее обновление 23.11.10 16:50