Лучший тяжелый танк периода Второй мировой войны, гордость армии Вермахта. Конкуренцию ему мог составить только советский тяжелый танк ИС-2, не уступавший "Тигру" ни в чем, кроме оружия. Разработан фирмой Henschel выпускался заводами Henschel и Wegmann. С августа 1942 по август 1944 г. изготовлено 1350 танков. (см. фото)
Танк Т-6 Тигр Pz.VIE Tiger - лучшее оружие немецкой армии Второй мировой войны
Башня и корпус — сварные с соединением броневых листов в шип. Первые 495 танков оснащались оборудованием, позволявшим им преодолевать водные преграды глубиной до 4 м. Последние 800 танков имели опорные катки с внутренней амортизацией. Начиная с 251-й машины на бронетехнике устанавливался двигатель Maybach HL 230 Р45. Со второй половины 1943 г. первоначальная конструкция командирской башенки заменена новой, унифицированной с "Пантерой". Вносились и другие, менее существенные изменения.
Формирование первых тяжелых танковых батальонов армии — 501- го и 502-го — началось в мае 1942 г.
Впервые "тигры" были применены осенью 1942 г. на северо-западном участке Восточного фронта в составе 502-го тяжелого танкового батальона армии. Спустя два месяца в Северной Африке вступили в бой "тигры" 501-го батальона. В январе 1943 г. под Ростовом-на-Дону вступили в бой Pz.6E 503-го тяжелого танкового батальона.
5 марта 1943 г. появилось новое штатное расписание, полностью изменившее структуру подразделений тяжелого танкового батальона армии. По новому штату штабная рота батальона тяжелых танков включала три Pz.VIE, в том числе, два командирских танка. Рота тяжелых танков состояла из штабной секции и трех взводов. В штабной секции имелось два Pz.6E, а в каждом взводе было по четыре Pz.6E. Таким образом, батальон тяжелых танков образца 1943 г. насчитывал 45 танков "Тигр".
По состоянию на 1 июля 1943 г. Вермахт на Восточном фронте располагал тремя тяжелыми танковыми батальонами и танковой ротой в составе моторизованной дивизии "Великая Германия". Кроме того, по одной танковой роте "тигров" имелось в каждой из моторизованных дивизий 2-го танкового корпуса СС. Таким образом, в операции "Цитадель" приняли участие только 139 (по другим данным — 144) тяжелых танков "Тигр", что составляет примерно 7,5% от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском. В июле — августе 1943 г. в боях на Курской дуге советские войска уничтожили 73 "Тигра", а к концу года — 274 танка. При этом в 1943 г. в строй после ремонта вернулись только 19 единиц танкового оружия этого типа!
В боях на Украине зимой 1943 — 1944 гг. на довольно ограниченной территории между Киевом, Житомиром, Бердичевым, Белой Церковью и Черкассами действовала наиболее крупная за время Второй мировой войны группировка тяжелых танковых батальонов. С сентября по март здесь практически одновременно сражались 503-й, 506-й, 507-й и 509-й тяжелые танковые батальоны, а также "тигры" 2-го танкового корпуса СС
Первые три "Тигра" из 501-го тяжелого танкового батальона выгрузились в Бизер- те 23 ноября 1942 г. Еще 17 машин были доставлены в течение следующих двух месяцев. С начала декабря 1942 г. "тигры" группами по две — три машины принимали участие в стычках с англо-американскими войсками. В ходе Тунисской кампании в серьезном сражении тяжелым немецким танкам довелось участвовать только один раз. Да по сути такое сражение и было всего одно. В середине февраля 1943 г. 5- я немецкая танковая армия под командованием генерал-полковника фон Арнима начала операцию "Фрюлингсвинд" ("Весенний ветер"), известное также как сражение в проходе Кассерин На начало операции в 501-м батальоне имелось 11 боеспособных "тигров".
К середине дня 14 февраля бронетехника 2-го армейского корпуса США оказалась в окружении. Было подбито 68 американских танков. 3-й батальон американского 1-го танкового полка потерял 44 "шермана", из этого числа 15 машин записали на свой счет танкисты 501-го тяжелого танкового батальона.
В марте — апреле 1943 г. в Тунис прибыли 11 "тигров" 504-го тяжелого танкового батальона. 501-й и 504-й батальоны в период с 20 по 24 апреля 1943 года в боях уничтожили, по меньшей мере 75 танков противника. Однако это была уже агония немецкой армии в Африке. 13 мая 1943 г. немецкие и итальянские войска в Тунисе капитулировали. Все уцелевшие к этому времени танки обоих батальонов были взорваны экипажами и попали в руки союзников.
К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го немцы располагали на Западе 102 "тиграми" в составе трех тяжелых танковых батальонов ОС: 101, 102 и 103-го.101-й тяжелый танковый батальон ОС в боях у Фалеза был разгромлен. Всего же в 1944 г. немцы потеряли 756 "тигров", при этом из ремонта вернулись в строй только 60. На начало ноября 1944 г. Вермахт и войска ОС располагали 317 "тиграми" на Восточном фронте, 84 — на Западном и 36 — в Италии. К 1 марта 1945 г. Красной Армией и войсками западных союзников было уничтожено 1032 танка этого типа. На ту же дату, по официальной немецкой статистике, в армии резерва имелось 43 "тигра", включая пять учебных, а во фронтовых частях — 142 машины, включая 31 командирскую.
Единственной страной, куда реально экспортировались "тигры", была Венгрия — в 1944 г. она получила 3 машины.
На базе танка Pz.VIE выпускались само- ходно-артиллерийские установки, командирские танки и эвакуационные тягачи.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.6E Tiger
БОЕВАЯ МАССА, т: 56.9. ЭКИПАЖ, чел?: 5,
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8450, ширина - 3705, высота - 3000, клиренс - 470,
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 36 калибра 88 мм; 2 пулемета MG 34 калибра 7Г92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 92 артвыстрела, 5100 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ, бинокулярный телескопический прицел TZF 9а.
БРОНИРОВАНИЕ мм: лоб - 100; борт, корма - 82; крыша, днище - 28; башня - 28 -100.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 230Р45,12-цили- ндровый, карбюраторный, у- образный, жидкостного охлаждения, мощность 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин., рабочий объем 23 095 см3
ТРАНСМИССИЯ: безвальная коробка передач (8 вперед, 4 назад) со встроенным многодисковым главным фрикционом с трением в масляной ванне* фрикционно- шестеренчатый механизм поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 24 опорных катка в четыре ряда на борт, ведущее колесо пеорднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска - индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 725 мм, шаг трака 130 мм.
СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 100
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 35; ширина рва, м - 2,3: высота стенки, м — 0,79; глубина брода, м -1,2
< Предыдущая | Следующая > |
---|