Варианты "Шермана" часть 2

17.07.10 06:26Легендарные танки - Танк "Шерман" обувь украина обучение оценщиков - самая актуальная информация здесь
Печать

Варианты танка "Шермана" часть 2

 

ПЛАВАЮЩИЕ «ШЕРМАНЫ»

В конце 30-х годов достаточно активно разрабатыва­лись методы переделки танков в машины, способные плавать либо пересекать водные преграды по дну. Вт орой вариант пользовался популярностью в Совет­ском Союзе и в Германии, которая собиралась с ним воевать.

 Альтернативный вариант плавающеготанка был предложен венгром Николасом Штрауссле-ром, который эмигрировал в Великобританию в кон­це 30-х годов и принимал участие в первых экспери­ментах с ножевыми танковыми минными тралами. Штраусслер достаточно успешно экспериментировал с переправочными средствами для легких гусенич­ных машин, но был вынужден признать свое пораже­ние, когда перешел к тяжелым крейсерским танкам, так как переправочные средства для них достигли таких габаритов, что начал сказываться закон убыва­ющей отдачи.

Штраусслера осенило, что не только закрытые ка­меры, но и объекты с открытым верхом например лодки или кораблидержатся на воде и что этот принцип можно использовать применительно к тан­ку, снабдив его большим водонепроницаемым экра­ном, плотно прикрепленным к его корпусу в нижней части по периметру и открытым сверху, который раз­ворачивают таким образом, что содержащийся в нем объем воздуха компенсирует массу танка. Экран раз­ворачивался перед тем, как танк съезжал в воду с бе­рега или десантного корабля, путем закачивания воз­духа в резиновые трубки, усиленные складными сталь­ными распорками, и быстро сворачивался, когда танк выезжал на берег. При этом было важно, чтобы ору­дийный ствол не выступал за край корпуса (хотя ствол можно было просто поднять). Был и сопутствующий недостаток при поднятом экране танк не мог стре­лять из орудия и курсового пулемета.

Первыми танками, на которых испытали эту конс­трукцию, стали «Валентайны». Однако метод был при­знан, когда его приспособили для «Шермана». При этом Штраусслеру удалось добиться того, чтобы вин­ты приводились в действие не от двигателя танка, а от гусениц. Дляэтого к направляющему колесу 1усеницы прикреплялись звездочки, которые сцеплялись с тра­ком гусеницы и через зубча тые передачи и шестерни вращали 660-мм винты противоположного враще­ния. Винты можно было ориентировать вручную и с помощью гидравлики. С ихпомощью танк развивал скорость до пяти узлов (около 10 км). При движе­нии по суше винты закрепляли под утлом в 90 граду­сов с помощью фиксаторов, которые в случае необхо­димости можно было открыть дистанционно. Винты занимали рабочее положение и удерживались в нем под действием собственного веса и под давлением от вращения. Этот альтернативный второй метод пере­дачи мощности дал системе названиеDuplexDriveилиDD(т.е. двойного назначения).

При установке экрана на «Шерман4) с уд­линенным корпусом высота надводного борта со­ставляла 1235 мм спереди и 925 мм со стороны кор­мы, у танка «Шерман III»2) немного меньше. Имелась также помпа, удлиненные перископы и не­большая платформа, приваренная справа за башней, на которой мог стоять рулевой. Серьезный недоста­

ток конструкции заключался в том, что экран закры­вал носовой пулемет и из него было невозможно стрелять. Что было еще хуже, экран не выдерживал попаданий пуль ниже ватерлинии несколько «Шер- манов» было потеряно в день высадки в Нормандии от огня минометов и легкого стрелкового оружия. Од­нако еще больше танков утонуло, так как волны оказа­лись выше, чем ожидалось.

В общей сложности в высадке в Нормандии участ­вовали три британских полка «ШермановDD», два ка­надских полка и три американских танковых баталь­она (70-й, 741-й и 743-й). При этом из-за больших волн затонуло 27 из 29 танков 741-го батальона, что следует признать необычно большими потерями. «ШерманыDD»использовались также в высадке на юге Франции и при форсировании водных преград по всей Западной Европе. Последний раз они участ­вовали в бою 29 апреля 1945 года в составе полка Стаффордширских Йоменов при форсировании Эль­бы. Танки часто испытывали проблемы при подъеме на высокие крутые или топкие берега. Несколько тан­ков былиоснащены реактивными ускорителями, ко­торые должны были придать им импульс и помочь выбраться на берег, но информации о применении этих устройств в боевой обстановке нет. Сам Штраус­слер разработал устройство, призванное помочь при высадке. Оно представляло собой сложенный настил, который устанавливался на рамной конструкции над носовой частью танка и с помощью сжатого воздуха выбрасывался перед машиной и раскладывался. По настилу на берег' выезжал танк и следующие за ним машины. По некоторым причинам устройство полу­чило название «Джинандит». В течение нескольких послевоенных месяцев работа над ним продолжа­лась, но информации о применении его на практике также нет.

Некоторым влиятельным представителям коман­дования армии США разработки Штраусслера не пон­равились по той простой причине, что танки не мог­ли стрелять, когда находились в воде, кроме того, они резко отзывались о способности танков плавать, осо­бенно с учетом трагического опыта 741-го батальона. Со временем появились другие устройства, призван­ные дать танку возможность плавать. Самым успеш­ным стало устройство Тб, представлявшее собой стальные камеры плавучести, разделенные на ячейки и заполненные пенопластом. Камеры крепились по периметру корпуса танка. И несмотря на то что перед­ние и задниесекции при движении по суше можно было поднимать, общая длина танка и секций составляла 14,5 м. Танки, оборудованные такими камерами, двигались с помощью собственных гусениц. Они име­ли максимальную скоросгь до 5 км, что было совер­шенно недостаточно длядвижения против прилива (отлива). Тем не менее они использовались с пере­менным успехом на Тихоокеанском театре в самом конце войны с Японией, хотя считалось, что обычная подготовка к преодолению водной преграды (герме­тичное закрывание всех отверстий и установка шнор­келей) более эффективна, так как это позволяло ма­шине действовать на глубине до двух метров. Тем не менее было построено 500 комплектов, которые при­няли на вооружение под обозначением «устройство для придания плавучести» М19. Испытывалось еще подобное устройство, состоявшее из двух стандарт­ных понтонов грузоподъемностью 15,24 т. Одна сто­рона понтона крепилась к танку, там же находился подвесной мотор. Устройство было принято на воо­ружение в качестве «решения проблемы с использо­ванием подручных средств». Проверялся также аль­тернативный метод к бортам М4 крепились так на­зываемыеDIJKW колесные десантно-высадочные средства с целью придания ему запаса плавучести. Метод был принят для преодоления небольших вод­ных преград, но в боевых условиях практически не применялся.

 

Самоходная артиллерийская установка MIO была создана путем установки 105-мм гаубицы на шасси среднего танка. MIO имела башню с открытым верхом и установленной под большим углом броней.

 

 

Самоходная артиллерийская установка MIO очень эффективно боролась с танками противника, особенно если она была оснащена британской 17-фунтовой пушкой. Эту же пушку устанавливали на танк «Шерман Файерфлай».


 

 

Идея установки прожекторов со «сформирован­ным» лучом внутри башни танка появилась во Фран­ции в 30-е годы и была подхвачена британской и аме­риканской армиями, которые использовали для ее ре­ализации танк МЗ, который хорошо для этого подхо­дил, так как его основное вооружение было установ­лено нена центральной оси башни. Кроме того, аме­риканцы и англичане располагали большим количес­твом танков МЗ. В прожекторе имелось зеркало, пара­болическое в вертикальной плоскости и эллиптичес­кое в горизонтальной, поэтому ширина образующе­гося луча намногопревосходила его высоту при длине 900 м луч был шириной 305 м и лишь 32 м вы­сотой. Источник света прожектора представлял собой дуговую лампу с угольными электродами силой 13 млн. свечей. Прожектор мог закрываться металличес­кими жалюзи на электроприводе, которые работали на двух скоростях, создавая стробоскопический эф­фект либо обеспечивая обычное освещение. Прожек­тор работал от генератора мощностью 10 КВт, питав­шегося от основной силовой установки. Чтобы скры ть свою истинную цель, проект получил название «Осве­щение обороны Ла-Манша». В результате тайну охра­няли так рьяно, что командиры низшего звена не зна­ли о его существовании и, следовательно, не могли использовать, хотя (согласно надежным источникам) только в Великобритании прожекторы были установ­лены на 1850 танках МЗ (еще почти 500 таких машин было изготовлено в США). К ноябрю 1944 года, когда начали сказываться потери в танковых войсках союз­ников, большинство частей, оснащенных танками спрожекторами, еще не принимали участия в боях. По­этому было решено снова переделать машины. С них сняли прожектора и переоснастили для выполнения других задач чаще всего для разминирования. Со­хранившиеся танки с прожекторами оказались очень полезны при форсировании Рейна.

 

НОВАЯ БАШНЯ

Переделка «Шерманов»под установку' прожекторов, что требовало разработки абсолютно новой башни, началась в середине 1943 года. Прототипы разраба­тывались на базе М4. В башне первого прототипа были установлены два прожектора и 7,62-мм пулемет в шаровой установке. Были изготовлены три маши­ны в середине 1944 года одна прошла испытания в США, две в Великобритании. Машина с одним про­жектором и легкой 75-мм пушкой Мб также была раз­работана в Соединенных Штатах. Ее строительство завершилось в январе 1945 года, испытания продол­жались шесть месяцев и прошли успешно. Танк был признан очень эффективным по всем параметрам, но принять на вооружение его не успели, так как война на всех театрах военных дейст вий закончилась. Про­ект положили на полку. Спустя пять лет о нем вспом­нилина короткое время. Появились планы устано­вить башню на корпуса танка М4АЗ с горизонтальной подвеской, но простые расчеты показали, что четыре батальона средних танков можно оснастить стандар­тными прожекторами диамстром 457 мм за ту же цену, сколько стоит один специальный прожектор­ный танк. Поэтому проект был окончательно «похо­ронен».

В США в первых опытах по разработке огнемет­ных танков использовался средний танк М2, но вско­ре было решено перейти к более подходящей для этой цели машине МЗ огнемет можно было устано­вить в башню и сохранить при этом основное воору­жение. Испытывались газовая и насосная системы, обе не были признаны удачными. Первая, в которой в качестве огнесмеси использовался неочищенный бензин, имела дальность стрельбы 32 м, вторая(вяз­кая огнесмесь) оказалась совершенно неэффектив­ной. Затем усилия сосредоточились на оснащении легкого танка МЗ переносным огнеметом М1. Здесь были достигнуты некоторые успехи. Но канадский ог­немет «Ронсон» оказался более эффективным и ус­пешно использовался на Тихоокеанском театре воен­ных действий.

 

ОГНЕМЕТЫ

Впервые вооруженный огнеметом М4 был применен в бою 22 июля 1944 года на острове Гуам. Это были шесть танков М2 Корпуса морской пехоты, у кото­рых вместо носовых пулеметов были установленыогнеметы Е5. Они приводились в действие газом, в

качестве огнесмеси использовался бензин, загу­щенный 4,5-процентным напалмом (смесь нафта­линовой и пальмитиновой кислот, похожая на жидкое мыло). Эффективный радиус действия огнемета составлял около 60 м при рабочем давле­нии 24,5 кг/см2. Эффективность огнемета была невысокой из-за очень ограниченного запаса огнес­меси, который можно было перевозить в танке (все­го 90 л). Огнесмесь находилась в правом спонсоне и иногда в дополнительной емкости меньших раз­меров, установленной над трансмиссией между меха­ником-водителем и местом стрелка носового пуле­мета. Таким образом, в танке по-прежнему остава­лось место для хранения боезапаса основного воору­жения. Были разработаны друтие вспомогательные огнеметы, которые можно было устанавливать вмес­то перископов Мб в люкс стрелка носового пулемета либо в крыше башни. Радиус действия такого огнеме­та и ограничения были в основном такими же, как и у Е5, объединяло их и то, что выпускались они на Гавайях. Вспомогательные огнеметы никогда не поль­зовались большой популярностью среди танкистов, но использовались до самого окончания войны с Японией, так как были самым эффективным оружи­ем при прорыве вражеских укреплений, спрятанных в джунглях.

Более популярными и более эффективными были огнеметы, являющиеся основным вооружением тан­ка. Сначала это были усовершенствованные огнеметы «Ронсон», установленные в списанных стволах 75-мм пушек. Огнесмесь подавалась из четырех емкостей (общим объемом 1100 л), размещенных в днище кор­пуса под укороченной платформой башни. В этот раз для создания высокого давления вместо сжатог о воз­духа использовалась двуокись углерода, которая в сжиженном состоянии хранилась в правом спонсоне, а для перехода в газообразное состояние нагревалась придавлении 21 кг/см2. В качестве огнесмеси исполь­зовался шестипроцентный напалм. Эффективный ра­диус действия огнемета был таким же, как у Е5. Под установку огнеметов были переделаны восемь танков М4АЗ, которые вошли в состав 4-й и 5-й дивизий мор­ской пехоты и использовались в боях на острове Иводзима 19 февраля 1945 года, где проявили себя как очень эффективное оружие. Еще больше 54 ог­неметных танка М4 использовалось в трехмесяч­ных боях на Окинаве.

Между тем в самих Соединенных Штатах разра­ботка огнемета, являющегося основным вооружени­ем танка, гггла очень активно летом 1943-го. Почти через 12 месяцев первая версия огнемета Е121, предназначенная для установки в башнях танков М1 и М4АЗ в кожухе, похожем на ствол 75-мм пушки, была принята к серийному производству. Запас огнесмеси был увеличен на 10 процентов посравнению с огнеметами, выпускаемыми на Гавайях, а эффективный радиус действия почти удвоился и составил 115 м. В состав огнесмеси входил 8-про­центный напалм, а высокое давление создавалосьс помощью азота или воздуха. Производство нача­лось в ноябре 1944 года. Первоначальный заказ из 20 огнеметов был выполнен к апрелю 1945 года. К этому времени уже были заказаны новые огнеметы. Общий объем заказа составил 640 единиц, приня­тых на вооружениеиод обозначением М5-4. Но до конца войны фактически было выпущено 150 огне­метов. Огнеметные танки получили обозначение соответственно М42В1 и -ВЗ, но в боевых действи­ях во время Второй мировой войны не участвовали. Разрабатывались и другие проекты огнеметов над одним работала коммерческая компания, еще двумя проектами занимались Массачусстский тех­нологический институт и университет штата Айо­ва. Все три огнемета показали хорошие результаты, но на вооружение приняты не были. Но история на этом не закончилась. И после окончания войны ра­боты по разработке огнеметов для «Шерманов» продолжались. В результате в конце 1953 года про­шли испытания безбашенного самоходного огне­мета Т68.

 

ОГНЕМЕТ «КРОКОДИЛ»

Британцы также активно разрабатывали огнеметы, самымудачным из кот орых стал «Крокодил». Емкости с огнесмесью и нагнетательная система огнемета находились в бронированном прицепе, который бук­сировали танки «Черчилль» и «Кромвель». Представи­тели американской армии в марте 1943 года присут­ствовали на демонстрации системы «Черчилль-Кро­кодил» и тут же заказали 100 огнеметов, адаптирован­ных к «Шерману», и еще 25 огнеметов в качестве резерва. Однако производство было задержано, и до отмены заказа в августе 1944 года фактически было выпущено всего 4 установки. Они были переданы 739-му танковому батальону (он прежде имел на воо­ружении танки, оснащенные мигающими прожекто­рами), который использовал их с большим успехом. 9-я американская армия потребовала возобновить выполнение заказа, но требование было отклонено по двум причинам: британские изготовители были полностью заняты выполнением заказов собственмой армии, кроме того, было широко распростране­но мнение, что н ближайшее время появятся системы американской разработки.

Вскоре британские «Шерманы» были такжеосна­щены двумя эффективными автономными системами (то есть емкости с огнесмесью и нагнетательная сис­тема находились внутри танка) «Саламандрой» и «Эддером». В этих системах использовался огнемет «Уосп». Канадская армия использовала для установки огнеметов «Уосп» танки «Рэм» со снятыми башнями. Огнемет устанавливали вместо носового пулемета. Машина получила название «Бэджср». Позже под та­кую же конфигурацию стали переделывать танки «Шерман». Огнемет «Уосп» имел радиус действия от 75 до 90 м, в зависимости от применяемой системы нагнетания. Успешное использование «Бэджера» спо­собствовало появлению программы разработки по­хожей системы в США, в результате чего появился ог­неметный танк Т68.

 

Вверху. Десантная бронированная ремонтно- эвакуационная машина выпускалась в Великобритании перед высадкой в Нормандии. Ее башня позволяла действовать на глубине до трех метров.

Внизу. Танк-тральщикТ15Е1 был разработан в попытках создать машину, способную проехать по минному полю. Затратная программа закончилась безрезультатно.

 

Вверху. Пусковая установка Т34 представляла собой результат первой попытки разработки с несколькими направляющими, которую можно было использовать прямо на поле боя. Установка имела шесть трубчатых направляющих, которые заряжались ракетами калибра 114,3 мм.

Внизу. Минный трал Т1ЕЗ по прозвищу «Тетя Джемайма» использовался в Европе после высадки в Нормандии в небольших масштабах. Иногда требовалась помощь второго танка, так как в одиночку «Шерман» не мог сдвинуть трал с места.

 

ЗЕНИТНЫЙ ТАНК

Успех гитлеровской стратегии блицкрига, которая предусматривала использование авиации для атак наземных целей в дополнение к традиционной артил­лерии, потребовал создания батарей мобильной зенитной артиллерии, способной противостоять этой угрозе, обеспечивая защиту танковых колонн. Было очевидно, что такая артиллерия должна была быть совместимой с танками, которые ей предстояло защищать. А раз так, то почему бы для нее не исполь­зовать шасси тех же танков? Когда осенью 1941 года в США началась реализация программы разработки самоходной зенитной артиллерии,внимание конс­трукторов привлек танк МЗ, поэтому первые прото­типы были выпущены на шасси МЗ.

Работы начались в ноябре. Появился прототип Т26, оснащенный 75-мм пушкой М2 (которая была разработана как зенитка), установленной в башне кругового обстрела. Машина имела сложную (для того времени) систему подготовки данных и управления стрельбой. Однако испытания показали, что орудие не подходит для выполнения задачи, поэтому работа была прекращена. Вместо пушки М2 было предложе­но использовать 40-мм скорострельную пушку. Про­тотип получил обозначение Т36. Были изготовлены две машины большим отклонением от графика, что объяснялось проблемами с системой управления стрельбой), зимой прошли эксплуатационные испы­тания. В течение весны 1943 года машина совершен­ствовалась, затем прошли повторные испытания. Бы­ло очевидно, ч то одна 40-мм пушка не обладает доста­точной огневой мощью, кроме того, существовали не­разрешимые проблемы, связанные с обслуживанием машины, хранением боекомплекта и системой управ­ления стрельбой. В июле проект Т36 был отклонен.

В мае 1942 года была предложена пересмотрен­ная спецификация, предусматривающая разработку системы в составе либо спаренных 40-мм пушек, ли­бо одной пушки и спаренных 12,7-мм пулеметов. Последний проект был представлен с неожиданной стороны от фирмы «Файрстоун Тайр энд Раббер». Проект приняли, и в июле было дано разрешение на строительство двух прототипов для установки на шасси танка М4 (использовались танки М2). В этом случае предусматривалось использование башни ша­рового типа. Башня вращалась на погоне и наклоня­лась на центральных цапфах. На практике получи-, лось, что башенный расчет из двух человек был без­надежно перегружен, а для третьего человека места не хватало; не было возможности обеспечить нор­мальное хранение боезапаса, а пулеметные гильзы мешали поворачивать башню, которая в любом слу­чае поворачивалась слишком медленно для того, что­бы держать на прицеле низколетящий самолет про­тивника. Уч тя недостатки, фирма провела некоторые усовершенствования, которые тем не менее не при­несли результатов, и проект Т52 был отклонен (но, как ни удивительно, это произошло лишь осенью 1944 года).

 

ЗЕНИТНЫЕ «ШЕРМАНЫ»

Самая лучшая самоходная артиллерийская зенитная установка на шасси танка «Шерман» (хотя она поя­вилась слишком поздно для того, чтобы выполнить ту задачу, для которой она предназначалась) была создана в Канаде. На этой машине использовалась счетверенная 20-мм пушка Польстэна, в подражание которой была создана лучшая подобная пушка этой войны. Речь идет о счетверенной немецкой зенит­ной пушке1аку1ег1п^ 38), которая впервые появи­лась в 1941 году. Сначала она устанавливалась на полугусеничном грузовике, а затем в 1943 году была установлена на шасси среднего танка Р/Кр1\\- IV. Свой зенитный танк канадцы назвали «Скинк». Его выпускали на заводе компании «Монреаль Локомо­тив Уоркс». Использовался корпус танка М1. Про­изводство машины началось в январе 1945 года, ког­да авиация союзников уже завоевала господство в воздухе и надобность в машине практически отпала. В результате было построено всего три машины и пять комплектов башен с вооружением. В боевых действиях использовалась одна машина, но ст реляла она по наземным целям, при этом ее скорострель­ность (пушки могли ст релять по одной, по две и все вместе, при этом скорострельность достигала 1600 выстрелов в минуту) и фугасно-зажигательные снаряды произвели опустошительный эффект. На испытаниях машина эффективно боролась с низко­летящими самолетами, а ее система поворота башни, кот орая позволяла совершать оборот за шесть секунд,позволяла сделать вывод о том, что критика по пово­ду того, что52 плохо сбивает засеченные цели, учтена.

Мы обратили внимание на то, что многостволь­ные реактивные минометы оказались неэффектив­ными, когда их устанавливали на бронированные ин­женерные машины, из-за уязвимости перед миномет­ным и пулеметным огнем противника. Однако когда речь шла об оказании огневой поддержки, то есгь в том случае, когда машины не должны были находить­ся на переднем крае, они проявили себя хорошо. Пус­ковая установка Т34 стала первой установленной на танк серии М4. Она имела в общей сложности 60 труб­чатых пусковых направляющих, в том числе 36 в двух верхних рядах и 24 в нижних. Пластмассовые трубы длиной 2286 мм были установлены на раму, которая сзади была укреплена на двух вертикальных стойках, закрепленных на бортах башни, а спереди на од­ной стойке, закрепленной с помощью разъемного кольца на стволе пушки. Таким образом, при подъеме ствола поднималась рама пусковой установки. На практике устройство было признано неудовлетвори­тельным, поскольку из пушки нельзя было стреля ть до сброса пусковой установки, поэтому в более поздних версиях передняя стойка рамы крепилась к щитку орудия, что позволило решить проблему. 115-мм сна­ряды М8 имели стабилизаторы, хотя это мало сказы­валось на точности стрельбы. В 1945 году появилась ракета со спиновой стабилизацией М16 того же ка­либра. Для нее в 1947 году была разработана новая пусковая установка Т72, имевшая 60 укороченных трубчатых направляющих. Дальность стрельбы Т72 составляла почти пять километров. Сухопутные войс­ка использовали и 115-мм морские многоствольные установки Т45 (в американском военно-морском флоте они имели обозначение М7), которые монти­ровались с каждой стороны башни.

У военно-морского флота был еще один вид воо­ружений, который вдохновил конструкторов. Речь идет о реактивной глубинной бомбе для борьбы с подводными лодками. На ее основе была разработана более тяжелая 183-мм оперенная ракета Т37, в боего­ловке которой находилось 14,5 кг пластичной взрыв­чатки. Под эту ракету была разработана пусковая ус­тановка с 20 трубчатыми направляющими, но, как уже отмечалось выше, она оказалась уязвимой перед пуле­метным огнем противника, несмотря на то что была защищена 12,7-мм бронеплитой. Однако пусковую установку приняли на вооружение, присвоив ей ин­декс М17, и использовали во время высадки в Южной Франции (операция «Драгун») и в тяжелых боях при прорыве «Готской линии» в Центральной Италии. В самом конце войны появилась новая версия пусковой установки73), имевшая более мощную защиту. На­правляющие были размещены по 10 в ряд. Установка могла поднимат ься и опускаться независимо от ство­ла танковой пушки.

 

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ

Следует помнить, что, когда в сентябре 1939 года в Европеразразилась Вторая мировая война, американ­ская тактическая доктрина применения танковых войск еще не была разработана, и лишь в 1941 году- начала формироваться четкая система требований, предъявляемых современной войной, подкрепленная боевым опытом. Тогда стало ясно, что необходимо обеспечить танковые дивизии мобильным зенитным оружием, которое могло бы постоянно сопровождать танки. Одновременно стало понятно, что нужны мобильные артиллерийские системы, которые также смогут двигаться вместе с танками. Поэтому появи­лись планы установить артиллерийские орудия на шасси танка МЗ. Компания«Болдуин Локомотив Уоркс» изготовила два прототипа, получившие обозначение Т32. Компания установила 105-мм гаубицы М1 (точ­но такие же позже были установлены на танках серии М4) на верхнюю часть стандартного лафета легкой полевой артиллерийской системы справа от цент­ральной осевой линии небольшой надстройки с открытым верхом, а место механика-водителя пере­двинула влево. В феврале 1942 года в Форт-Ноксс начались испытанияпервого изготовленного опытно­го образца, и вскоре проект был одобрен с небольши­ми изменениями. Были высказаны пожелания усилить броневую защиту и, что более важно, изменить поло­жение гаубицы. На втором опытном образце устано­вили также станок для 12,7-мм зенитного пулемета, после чего машину отправили на фирму АЛКО в качестве образца. В апреле 1942 года Т32 была приня­та на вооружение под наименованием «самоходная артиллерийская установка М, и в начале того же месяца две первые серийные машины были направле­ны на Абсрдинский полигон. «Прист» («Священник»), как назвали М7 в британской армии из-за похожей на церковную кафедру пулеметной установки, которая заняла место 75-мм пушки основного вооружения танка МЗ, выпускался до августа следующего года. За это время было изготовлено более 2800 машин. Самые первые «Присты» имели клепаные корпуса МЗ, однако подавляющее большинство машин получило сварные корпуса от танка М4 вместе с усиленной подвеской.

 

«ПРИСТ» В ДЕЙСТВИИ

Впервые «Прист» вступил в бой вместе станком М1 в битве при Эль-Аламейне в октябре 1942 года, и уже в конце года к этому моменту американские танковые дивизии приняли участие в боях в Тунисе появились планы создания улучшенной версии машины, в кото­рой были бы использованы многие усовершенствова­ния, уже имеющиеся на танках М4 (в том числе литаякрышка трансмиссионного отделения), а также усиле­на защита боекомплекта. Заказы на выпуск 700 усовер­шенствованных САУ М7 были размещены на фирмах АЛКО и «Федерал Машин энд Уэлдер», в результате чего объем производства составил 3500 машин. Еще более 800 САУ на шасси М4АЗ с двигателем «Форд АА» были построены компанией «Прессд Стил Кар» под индексом М1. Горизонтальной подвеской и широки­ми гусеницами эти машины не оснащались.

В самом начале«боевой карьеры» М7, в боях в го­ристой местности в Италии, выявились недостатки усовершенствованного станка гаубицы. Чтобы умень­шить профиль САУ, с самого начала было решено ог­раничить угол возвышения гаубицы +35 градусами. Такой угол возвышения оказался неадекватным для ведения огня непрямой наводкой через холмы и хреб­ты, отделяющие одну долину от другой. Найденное решение заключалось в том, чтобы бульдозерами де­лать въезд на крутой склон, чтобы машина могла въе­хать на гору (тот же метод использовался с танками М4, вооруженными 105-мм гаубицами). Однако не­много странно, но попытки исправить этот недоста­ток, просто опять увеличив угол возвышения до +65 градусов, не предпринимались. Лишь спустя почти де­сять лег, когда М7 участвовали в войне в Корее,недо­статок был устранен. Модифицированные машины получили обозначение М2.

Огслужив в качестве производственного образца, второй опытный образец Т32 подвергся значитель­ному усовершенствованию под установку брит анской 25-фунтовой пушки, но одновременнокомпания«Монреаль Локомотив Уоркс» начала работу над ана­логичным проектом с танком «Рэм», который казался более перспективным. Американский проект был за­крыт, и в начале 1943 года началось производство ка­надской самоходной артиллерийской установки «Сек­стон», вооруженной 25-фунтовой пушкой. Пушка бы­ла установлена левее осевой линии, место механика- водителя передвинули направо в соответствии с при­нятыми в Британии правилами. Башню заменили простой надстройкой, сваренной из бронеплит тол­щиной 12,7 ммпо бортам и с тыла и 18,75 мм в лобо­вой части. Большинство усовершенствований, затро­нувших «Шерман», были перенесены и на «Секстон» например, литую единую крышку трансмиссионного отдела. Вскоре эти машины составили основу легкой самоходной артиллерии британской армии, заменив «Присты», которые начали переделывать под другие задачи. В общей сложности было изготовлено 2150 САУ «Секстон» I и II, которые оставались на вооруже­нии британской и канадской армии и после оконча­ния Второй мировой войны.

 

155-мм САУ на базе «Шермана» стали, по всей видимости, самыми эффективными самоходными артиллерийскими установками Второй мировой войны и оставались в строю во время войны в Корее.

 

155-мм САУ М12 И М40

В период между двумя мировыми войнами в США иВеликобритании не проявляли большого интереса к разработке самоходных артиллерийских установок,

хотя в последние месяцы Первой мировой войны об этом говорили с некоторым энтузиазмом. В Соеди­ненных Штатах об этой идее вспомнили летом

  1. года, и одновременно с работой над Т32 нача­лась разработка более тяжелой самоходной артилле­рийской установки, вооруженной орудием калибра 155 мм. Снова было выбрано шасси танка МЗ, при выборе орудия остановились на устаревших моделях М1917 и М1918. Как видно из названия, обабыли раз­работаны во время Первой мировой войны. Проект получил обозначение Тб. Прототип был построен на заводе «Рок Айленд Арсенал» и в середине февраля
  2. года направлен для испытаний на Абердинский полигон. Единственными важными изменениями конструкции шасси МЗ стали перенос силового агре­гата вперед (он был размещен сразу за местом меха- пи ка-водителя) и изменение формы крышки конеч­ной передачи (для установки карданного вала под большим углом). Даже в первоначальном виде Тб ока­залась вполне стабильнойорудийной площадкой, единственным серьезным дефектом была конструк­ция гидравлического сошника в кормовой части, который закапывался в землю, чтобы вся машина не откатывалась назад при отдаче. Конструкцию сошни­ка изменили, и усовершенствованная САУ была пере­дана для испытаний в Форт-Брэгг, по результатам которых ее признали самой эффективной во вре­мя одного из испытаний САУ стреляла с одной пози­ции, а затем в течение 35 минут переместилась на другую, расположенную в 10 км от первой, и открыла огонь. На осуществление того же маневра у буксируе­мого орудия ушло бы три часа.

Артиллерийский комитет внезапно воспылал к проекту энтузиазмом и в середине июля рекомендо­вал принять Тб па вооружение вместе со специально построенным на шасси того же танка МЗ транспор­тером боеприпасов, получившим обозначение Т14. Тб позже была принята гга вооружение под обозна­чением «155-мм самоходная артиллерийская уста­новка М12» (транспортер Т14 получил обозначение М30). Фирма «Прессд Стил Кар» получила заказ гга 50 машин, который вскоре был увеличен вдвое. Послед­няя партия из пяти машин была поставлена в марте

  1. года.

М12 зарекомендовала себя как очень эффективная САУ. Во время операции по прорыву фронта в Нор­мандии в 1944 году М12 часто несли гга себе основ­ную тяжест ь задачпо оказанию огневой поддержки наступающим частям, когда «обычная» буксируемая артиллерия отставала. Когда осенью наступающие войска подошли к укреплениям «линии Зигфрида», САУ часто использовались для стрельбы прямой на­водкой. 155-мм снаряды с бетонобойными взрывате­лями были очень эффективны при обстреле немец­ких дотов, взрываясь после того, как пробивали двух­

метровые стены. Иногда М12 располагались всего в 900 м от переднего края, поэтому бывали случаи, ког­да экипажам приходилось вступать в рукопашные схватки. САУ оказалась настолько эффективной, что Артиллерийский комитет вскоре хотел сделать еще один заказ. Однако выполнить его было нельзя за­пасы орудий М1917/М1918 иссякли.

Те, кто нес ответственность за военное планирова­ние, предвидели такую ситуацию и еще весной 1944 г ода позаботились о замене. Сначала они хотели просто адаптировать машину к новой 155-мм пушке М1, но вскоре поняли, что САУ М12 гга шасси МЗ прос­то не обладает достаточной мощью, после чего была начата разработка новой машины на шасси танка М4 с горизонтальной подвеской и широкими гусеница­ми. В июле опытный образец под индексом Т83 был направлен на испытания, результаты которых оказа­лись вполне благоприятными. В мае 1945 года Т83 была принята на вооружение под индексом «155-ммсамоходггая артиллерийская установка М40», до кон­ца года успели выпустить более 400 машин, 24 маши­ны были переделаны по проекту Т89, предусматрива­ющему установку гаубицы более крупного калибра, и в ноябре приняты на вооружение, получив обозначе­ние «203-мм самоходная артиллерийская установка М43», после чего было изготовлено еще два десятка машин.

Хотя САУ Т83/Т89 была принята гга вооружение слишком поздно для того, чтобы принять участие во Второй мировой войгге, по одному экземпляру каж­дой машины вместе с несколькими танками М26 «Першинг» и новейшими артиллерийскими система­ми было отправлено в Европу для участия в упражне­нии для оценки образцов под кодовым названием «Зебра». Две новые САУ были переданы 991-му диви­зиону полевой артиллерии (который для единообра­зия быстро заменил 203-мм гаубицы САУ Т89 на 155-мм пушки М1) и использованы при обстреле Кельна. Позже гаубицы вернули на место, и Т89 учас­твовали в боевых действиях в своем первозданном виде. Обе САУ па шасси «Шермана» были основой са­моходной артиллерии американской армии в Корее. Проводились эксперименты по установке гга шасси «Шермана» еще более мощного оружия 250-мм ми- помета, но проект был свернут. План установить гга танк М4 заряжающийся с казенной части 155-мм ми­номет также не былреализован.

 

САУ MIO / «АХИЛЛЕС»

Еще когда заканчивалась разработка концепции тан­ка МЗ «Грант», появились предложения разработать более легкую и мобильную версию. Машины должны были служить частью оборонительной системы переднего края, являясь, по сути, самоходными про­тивотанковыми орудиями, способными уничтожатьбронетанковую технику противника, компенсируя недостаточно мощную броню скоростью и подвиж­ностью. 1 декабря 1941 года в Форт-Миде, штат Мэриленд, была создана экспериментальная часть 1 leiггрподготовьiистреби тельно-противота11ковых частей. Его первой задачей стала оценка первого пос­тупившего прототипа самоходного прот ивотанко­вого орудия Т24. представлявшего собой шасси танка МЗ без башни и спонсонов с установленной вместо них 76-мм зениткой МЗ. На24 была использована стандартная зенитка, поэтому машина имела очень высокий профиль. Вскоре стало ясно, что это непри­емлемо, поэтому прототип вернули для доработки изготовителю фирме «Болдуин Локомотив Уоркс».

Усовершенствованная версия получила обозначе­ние40, пушка этот раз М1918 того же калибра) с более низким профилем была установлена на пово­ротном механизме и ст реляла через вырез в лобовой части неподвижной башни. В конце апреля 1942 года новая САУ была принята на вооружениепод наимено­ванием «76-мм самоходная артиллерийская установка М. Однако выпуск САУ вскоре пришлось прекра­тить, так как оказалось, что в наличии имеется лишь 27 пушек М1918 и не все из них работоспособны!

Одновременно появилось предложение использо­вать для строительства самоходных артиллерийских установок шасси танка М4, заменив его башню на бо­лее легкую с открытым верхом и задней частью и ус­тановив 76-мм зенитную пушку. В середине ноября 1941 года появился прототип САУ Т35, а в январе сле­дующего года модель САУ в натуральную величину на шасси танка М2 (с дизельным двигателем) с 76-мм пушкой Т12. В первоначальном виде в машине сохранился носовой пулемет, а профиль брони кор­пуса повторял профиль корпуса брони танка. Толщи­на брони корпуса была уменьшена на 25 мм (кроме лобовой бронсплиты). На основании докладов о ре­зультатах выполнения задачи, поступивших после бо­ев на Филиппинах, были проведены дальнейшие усо­вершенствования, в результате которых появилась новая версия машины Т35Е1, которая имелаболее низкий силуэт, измененный угол наклона брони. Кро­ме того, с машины был снят носовой пулемет. Прото­типы обеих версий были заказаны фирме «Фишер», которая изготовила их в апреле 1942 года.

Основное отличие заключалось в башне, которая была легче и намного проще, чем у оригинала, и пред­ставляла собой единый литой цилиндр (хотя техни­ческие условия требовали, чтобы башня была свар­ной и шестиугольной в плане) с небольшой крышей над казенной частью орудия. Испытания на Абердин- ском полигоне показали, что наклонная броня усо­вершенствованного корпуса весьма эффективна, но

литая башня оказалась плохой заменой сварной. Поэ­тому было решено вернуться к первоначальной конс­трукции башни и уменьшить толщину брони до 37 мм в лобовой части и до 18,75 мм на бортах, при этом возникшие проблемы вынудили изменить конструк­цию башни, которая стала пятиугольной. Конструкто­ры предложили также установить единую литую крышку дифференциала и бортовой передачи. 4 ию­ня 1942 года прототип Т35Е1 был принят на вооруже­ние под наименованием «Самоходная артиллерийс­кая установкаMIO». Машина получила 76-мм пушку М7 па станке М5, который также был усовершенство­ван таким образом, чтобы его можно было использо­вать как со 105-мм гаубицей, так и с британской 17-фунтовой противотанковой пушкой. Британцы присвоилиMIOназвание «Ахиллес» и очень успешно использовали ее.

Фирма «Фишер» начала выпускMIOв сентябре 1942 года и к сентябрю следующего года построила почти 5000 машин. Было также начато производство версии САУ на базе танка М4АЗ (получила обозначе­ние М10А1). Фирма изготовила 1700 машин этой мо­дификации. С точки зрения эксплуатационных ха­рактеристик САУМ10 едва отличалась от танка М2, на базе которого была построена. Она была просто на 0,53 т легче. Теоретическая максимальная скорость САУ была такой же. Если у нес и было какое-то пре­имущество, то лишь в цене и времени производства, при этом ремонт САУ в полевых условиях был проще. Для башенного расчета из трех человек главное пре­имущество заключалось в скорости, с которой они могли экстренно покинуть САУ в случае необходи­мости.

 

САМОХОДНОЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ М36

Уже весной 1942 года стала проявляться неспособ­ность 76-мм пушкиМ10 пробивать броню новых немецких танков, поэтому началась разработка про­ектаперевооружения САУ. Выбранное орудие также изначально создавалось как зенитка это была 90-мм пушка Т71. Первые испытания показали, что исполь­зовать ее можно будет без особых проблем. На самом деле заказы на производство опытных образцов Т71 были размещены лишь в ноябре 1943 года. Задержка была вызвана «небольшими» усовершенствованиями, которые пылились в полную переработку конструк­ции башни. В июле 1944 года новая машина была при­нята на вооружение под обозначением «90-мм само­ходная артиллерийская установка М36» и очень быст­ро стала популярна как среди танкистов, так и среди пехоты, которуто поддерживала. Получив САУ М36, американская армия смогла наконец противостоять «Тиграм» и «Пантерам» лучшим немецким танкам.