В1933году на смену колесно-гусеничному танку БТ-2пришел его модернизированный вариант БТ-5,отличавшийся от предшественника главным образом увеличенной двухместной башней новой конструкции со спаренными45-мм пушкой20К образца1932года и7,62-мм оружием ДТ.Башня имела в кормовой части нишу,в которой на линейных танках размещалась часть боекомплекта.На командирских БТ-5ниша использовалась для установки радиостанции. ( см. фото )
Танк БТ - оружие Красной армии Второй мировой войны
Танк БТ-5
Танк БТ - оружие Красной армии Второй мировой войны
Эти танки сначала выпускалисьс поручневой антенной вокруг башни, нов последующем от такой антенны отказались, так какв бою она служила главным ориентиром для огня противника. Кроме телескопического прицела (каки на БТ-2), танк имел также панорамный перископический прицел. На БТ-5 устанавливались два варианта башен: клепанаяи сварная. Цилиндрическая часть обеих собиралась из двух изогнутых листов - в переднем находились две смотровые щелиидва специальных отверстия для стрельбы из револьвераВ конструкцию корпусаи ходовой части были внесены только незначительные изменения. Бронирование осталось прежним, хотя боевая масса БТ-5 за счет пушкии башни несколько увеличилась. С течением времени листовые опорные катки были заменены цель- ноштампованными, что упростило технологию их изготовленияи повысило прочность. Проблемас двигателем таки осталась нерешенной. Каки БТ-2, танк БТ-5 был оснащен капризными ненадежным авиамоторомМ-5 - длябезопасностив силовом отделении пришлось установить противопожарное устройство. В опытных целях машина была оборудована двигателемМ-17, но последний требовал более совершенной системы охлаждения.
Всего до 1935 года было построено около 1900 танков БТ-5. Боевое крещение эти машины получили во время Гражданской войныв Испании, где им противостоялив танковых сражениях легкие танкии танкетки противника, имевшие слабое вооружение. Из 50 БТ-5 большинство было потерянов боях при штурме сильно укрепленных опорных пунктов Фуэнтес-де-Эброи Теруэль, а остальные, после отзыва советских добровольцев на Родину, вошлив состав танковой бригады Республиканской армии. Несколько трофейных машин этого типа использовали войска Франко.
В 1939 году танки БТ-5 участвовалив разгроме японских интервентову реки Хап-хин-Гол, затем штурмовали позиции финских войск во время «зимней войны», а летом 1941 года вступилив схваткис наступающими частями вермахта. После больших потерьужев первые месяцы Великой Отечественной войны эти машины постепенно выбывали из состава танковых подразделений, но на некоторых фронтах, например, под Ленинградомив Карелии, они воевали вплоть до середины 1944 года.
На базе танка БТ-5 был построенмосто- укладчик, успешно применявшийся во время советско-финского конфликта. В 1936 году несколько БТ-5 оснастили для подводного вождения. Для подвода воздуха на башне установили трубу длиной около 3 м. Все отверстияи люки машины были закрыты деревянными вставкамии резиновыми уплотнениями. Переоборудованные таким образомтанки получили обозначение БТ-5ПХ (ПХ - подводное хождение) и могли преодолевать водную преграду глубиной до 4,5 м. Следует еще упомянуть попытку усилить вооружение серийных БТ-5 путемоснащения танков реактивными снарядами РС-132. Подобная установка, разработанная под руководствомЮ. А. Победоносцева, проходила испытания весной 1935 года. Несмотря на удовлетворительные результаты, дальнейшие работы над ней были прекращены.
Обозначение: БТ-5Тип танка: легкийЭкипаж, чел.: 3 Боевая масса, т: 11,5Длина, м: 5,5Ширина, м: 2,23Высота, м: 2,25
Количество пушек/калибр, мм: 1/45
Количество пулеметов/калибр, мм: 1/7,62
Броня лобовая, мм: 13
Броня бортовая, мм 13
Двигатель:М-5-400 карбюрат., мощностью 400 л. с.
Максимальная скорость, км/ч. 52/72
Запас хода, км: 150/200 (на колесах)
( см. фото )
Танк БТ-7
В ряду колесно-гусеничных танков БТ самым лучшим был вариантс обозначением БТ-7. В предвоенный период это был единственный серийный танкв мире, способный развивать высокие скорости на гусеницахи колесах - 53 и 73 км/ч, соответственно.
Являясь развитием БТ-5, танк БТ-7 имел ряд конструктивных отличий. Новый, полностью сварной, корпусс измененной конфигурацией носовойи кормовой части позволил повыситьвнутренние объемы без изменения габаритов танка. Это дало возможность увеличить боекомплекти емкость топливных баков. Устаревший двигательМ-5 был заменен на более надежныйМ-17Т. На первых сериях устанавливалась цилиндрическая башняс вооружением отБТ-5, ас 1937 года - коническая, обеспечивающая повышенную защиту от снарядов. Танкис конической башней имели, кроме того, усиленную подвескуи трехскоросттную коробку передач. Стечением времени исчезли резиновые бандажи на ведущих колесах гусеничного хода, а крупно- звенчатые гусеницы уступили место мелкозвен- чатым. В ходе модернизации увеличилась толщина лобовой брони корпуса, а боевая масса БТ-7 возросла до 13925 кг. Некоторое количество танков было оснащено зенитным пулеметом на башне.
БТ-7, каки его предшественники, имел ряд серийных вариантов. БТ-7рад. - командирский танкс радиостанцией (выпущено 2017 машин, в то время как обычных, линейных, - 2596). БТ-7М - первый отечественный танкс дизельным двигателемВ-2, имевшим высокую топливную экономичностьи пожаробезопасность. Таких машин было построено 715. В небольшом количестве производился артиллерийский БТ-7А (с длинноствольной пушкойЛ-11 илиФ-32). В опытных целях изготовили также химический танк ХБТ-7. приспособленный для огнеметания, по
становки дымовой завесыи заражения местности отравляющими веществами. Огнеметный танк ОТ-7 отличался только огнеметом, размещенным на крыше передней части подбашенной коробкии имеющим дальность действия 70 м. Баки огнесмеси по 85 л каждый располагались на надгусеничных полках. На БТ-20 (А-20) и БТ-ИС испытывалась улучшенная ходовая частьс тремя парами ведущих колес, повышавшая проходимость машины без гусениц. Усовершенствованная форма корпусаи башни танков способствовала лучшей защитев бою. На базе БТ-7 были также созданы экспериментальные телемеханические БТ-7ТТс дистанционным управлением, командирские машины, бронетранспортеры.
БТ-7 успешно использовались во многих «горячих точках» на границах СССРв предвоенный период. К началу Великой Отечественной войны более половины танков парка БТ-7 требовали капитальногои среднего ремонта, который таки не был своевременно осуществлен. Подразделения КраснойАрмии, оснащенные танками БТ, понесли значительные потерив первые месяцы боевых действий, несмотря на то, что тактико-технические характеристики этих машин были достаточно высокими для борьбыс танками противника. Основной причиной потерь явилась неправильная тактика использования танковых соединений. По мере поступления новой техники оставшиеся БТ-7 передавалив танковые училищаи резерв. Последние 211 БТ-7 вместес другими танкамив сентябре 1945 года приняли участиев разгроме Квантунской группировкияпонских войск на Дальнем Востоке. Некоторые из них прошли победным маршем по улицам освобожденного Харбина.
Тактико-технические данные
Обозначение: БТ-7 выпуска 1939 года
Тип танка: легкий
Экипаж, чел.: 3
Боевая масса, т: 13,9
Длина, м: 5,66
Ширина, м: 2,29
Высота, м 2,42
Количество пушек/калибр, мм: 1/45
Количество пулеметов/калибр, мм: 2/7,62
Броня лобовая, мм: 22
Броня бортовая, мм: 13
Двигатель:М-17Т, карбюрат.,
мощностью 400 л. с.
Максимальная скорость, км/ч: 53/73
Запас хода, км: 375/460 (на колесах)
( см. фото )
Танк БТ-7А
Эти серийные боевые машины впервыев мирев классе легких танков получили тяжелое вооружение калибра 76 мм.
До середины 30-х годов все легкие танки оснащали как правило 37-47-мм пушкамив башнях кругового вращения. Созданные на их шасси артиллерийские самоходные установки могли иметь орудие более крупного калибра, но горизонтальный угол наведенияв этом случае не превышал нескольких градусов, что сильно снижало боевую ценность таких машин. Трудность установки мощной пушки на легкий танк заключаласьвсоздании достаточно просторной башнис небольшим погоном крепления еек корпусу. Первая попытка разработки такой башни была предпринятав 1934 году, когда для опытного образца танка БТ-7 изготовили башню оригинальной эллиптической, при виде сбоку, формы. Вней монтировалась 76-мм пушка образца 1927 года. Но по результатам испытаний военные ее забраковали. Успех сопутствовал более простой башне, разработанной для усиления огневой мощиТ-26. Эта башняс пушкой КТ-28 получила обозначениеТ-26-4 и применялась на танкахТ-26Аи ЕГГ-7А, названных «артиллерийскими». Благодаря использованию широкой номенклатуры снарядов от «трехдюймовки» эти машины могли разрушать укрепления противника, ранее недоступные легким танкам. В экспериментальных целях БТ-7А оснащалисьи более мощными длинноствольными орудиями калибра 76 мм Одно из них, Ф-32, впоследствии приняли на вооружение танка КВ.
До 1937 года было выпущено 156 БТ-7Аи несколько десятковТ-26А, которые приняли участиев боях Великой Отечественной войны. В 1942году несколько БТ-7 захватили финские войскаи переделали ихв самоходные артиллерийские установки. В самостоятельно изготовленную башню финны установили английскую гаубицу калибра 114 мм. Эти установки могли вести огонь толькос места. В 1944 году, вовремя освобождения Выборга, Красная Армия отбилау противника свои танки обратно
Тактико-технические данные
Обозначение: БТ-7АТип танка: легкийЭкипаж, чел.: 3 Боевая масса, т: 14,4Длина, м: 5,66Ширина, м: 2,29
Высота, м: 2,5
Количество пушек/калибр, мм: 1/76
Количество пулеметов/калибр, мм: 3/7,62
Броня лобовая, мм: 13
Броня бортовая, мм: 13
Двигатель:М-17Т карбюрат., мощностью 400 л. с.
Максимальная скорость, км/ч: 53/73
Запас хода, км: 375/460( см. фото )
< Предыдущая | Следующая > |
---|