Танк Т-28 - оружие прорыва Красной армии Второй мировой войны

10.10.10 05:52Танки и бронетехника Первой и Второй мировой - Советские танки Второй мировой
Печать

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6e6648de-d2e4-4645-922c-b3ae8b93d2e0.001.jpeg

Танк прорыва, предназначавшийся для преодоления сильно укрепленных оборо­нительных полос противника. Первона­чально позиционировался как "маневрен­ный танк с большим радиусом действия для механизированных соединений".(см. фото )
 

Танк Т-28 - оружие прорыва Красной армии Второй мировой войны

 

Раз­работан в 1931 г. в КБ №3 Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. В 1932 г. проект доработан в ОКМО завода "Большевик". Принят как оружие Красной армии РККА 11 августа 1933 г. Серийное производство осуществлялось на заводе "Красный пути- ловец" (с 1934 г. — Кировский завод) в Ленинграде. С 1933-го по 1940 г. изготов­лено 503 единицы оружия для Красной армии.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ БРОНЕТЕХНИКИ
 

Компоновка многобашенная с двухъя­русным расположением башен. Корпус и башни сварные. Сектора обстрела: из главной башни — 360°, из каждой малой — 165и. Танки первых выпусков вооружались

76-мм пушкой КТ-28, имели общий прямо­угольный посадочный люк в главной баш­не и бугельную установку кормового пуле­мета. С 1938 года устанавливалась 76-мм пушка Л-10, а с 1940 года — главная баш­ня конической формы. Танки поздних вы­пусков оснащались зенитным пулеметом ДТ на турели П-40. В ходе серийного про­изводства вносились изменения в двига­тель, трансмиссию, ходовую часть, элект­рооборудование. В 1939 — 1940 годах, учитывая опыт финской войны, часть тан­ков оборудовали броневыми экранами.

Первые танки Т-28 поступили во 2-й от­дельный танковый полк Ленинградского военного округа, затем — в 1-, 3- и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 г. эти полки были развернуты в отдельные тяже­лые танковые бригады. Бригады дислоци­ровались: 1-я — Белорусский военный ок­руг (г.Смоленск), 4-я — Киевский военный

округ (г.Киев), 5-я -Харьковский военный округ (г. Харьков) и 6-я имени С.М.Кирова — Ленинградский военный округ (г.Слуцк). При этом 5-я тяжелая танковая бригада имела смешанный состав, наряду с Т-28 в ней были и тяжелые танки Т-35. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 г. брига­ды выделили в Резерв Главного Командо­вания. Они предназначались для качест­венного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укрепленных по­зиций противника. В соответствии с этим велось и обучение танкистов.

Первые маневры с участием 15 танков Т-28 прошли в Л ВО в январе 1934 г. Са­мое большое количество Т-28, одновре­менно задействованных в маневрах, — это 52 машины 1-й тяжелой танковой бригады во время учений БВО 8-17 октября 1936 г. Еще одним важным мероприятием, в кото­ром постоянно участвовали танки Т-28 были парады. Начиная с 1933 г. и до нача­ла Великой Отечественной войны они ре­гулярно 1 мая и 7 ноября проходили по Красной площади в Москве, площади им.Урицкого (Дворцовой) в Ленинграде и по Крещатику в Киеве. Количество Т-28, участвовавших в парадах, обычно не пре­вышало 20 машин.

В сентябре 1939 г. 10-я (98 танков Т-28) и 21-я (105 танков Т-28) тяжелые танковые бригады участвовали в "освободительном походе" — боевых действиях против Поль­ши в составе Украинского и Белорусского фронтов соответственно. Столкновений с войсками противника практически не бы­ло, бригады прошли по 350 — 400 км, при этом танки Т-28 показали себя с самой лучшей стороны.(см. фото )

Танки Т-28 принимали участие в совете - ко-финской войне (30 ноября 1939 г. — 13 марта 1940 г.). В полосе 7-й армии, раз­вернутой на Карельском перешейке, действовала 20-я тяжелая танковая брига­да им. Кирова, переброшенная из г.Слуцка Белорусского военного округа. Эта брига­да сыграла при прорыве "линии Маннер- гейма" наиболее активную, если не реша­ющую роль. Танки Т-28 использовались в полном смысле по прямому назначению — для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиций. Несмотря на то, что эти машины создавались по требованиям начала 1930-х гг., они проявили себя са­мым лучшим образом. Т-28 превосходили Т-26 и БТ по проходимости — на второй передаче свободно передвигались по сне­гу глубиной 80 — 90 см, лучше преодоле­вали рвы, эскарпы и другие препятствия. Но при этом, имея более толстую броню (опять же по сравнению с Т-26 и БТ), они оказались уязвимыми для огня 40-мм про­тивотанковых пушек "Бофорс", состояв­ших на вооружении у финнов (к счастью, таких пушек у них было немного). Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и

Первыми вступили в бой с немцами тан­ки Т-28 5-й танковой дивизии Северо-За­падного фронта, дислоцировавшейся в ли­товском городе Алитус. На Юго-Западном фронте Т-28 4-го и 15-го механизирован­ных корпусов вступили в бой 23 — 24 ию­ня. Однако сильная изношенность матчас- ти и отсутствие запасных частей не позво­лили в полной мере использовать их боевые качества.

Дольше всего действовали Т-28 1-го ме­ханизированного корпуса, входившего в состав Северо-Западного фронта. Это объяснялось, во-первых, наличием в сос­таве корпуса преимущественно экраниро­ванных танков, прошедших ремонт в 1940 г., а во-вторых, близостью (по срав­нению с другими фронтами) Кировского завода, способного быстро и качественно произвести ремонт поврежденных машин.

Осенью — зимой 1941 г. небольшое ко­личество Т-28 участвовало в битве за Москвой. К весне 1942 г. танки Т-28 нахо­дились только в частях Ленинградского фронта. В условиях блокады и использо­вания их в качестве подвижных огневых точек Т-28 применялись до 1943 г., а в ты­ловых подразделениях — до весны 1944 г. Дольше всего в боевых частях Красной Армии Т-28 воевали в составе 14-й армии Карельского фронта в Заполярье. Летом

  1. г. в 90-м танковом полку этой армии имелось три танка Т-28.(см. фото )

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-28 выпуска 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА, т: 27 8. ЭКИПАЖ, чел.: 6.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ' длина ~ 7440, ширина - 2805, высота - 2820, клиренс 560.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Л-10 калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 69 выстрелов, 7938 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический панорамный прицел ПТ-1, командирская панорама ПТК, телескопический прицел ТОП. БРОНИРОВАНИЕ, мм лоб - 30, борт, корма - 2'0, днище - 10, башня — 20.

ДВИГАТЕЛЬ: М-17Л, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 450 л.с. (331,2 кВт) при 1400 об/мин, раб3

ТРАНСМИССИЯ, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, двухрядные бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ" 12 опорных катков на борт, сблокированных попар­но в шесть кареток, объединенных в две тележки, четыре обрезинен­ных поддерживающих катка; направляющее колесо ведущее колесо о съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска бло­кированная пружинная, в каждой гусенице 121 трак щириной 380 мм, шаг трака 130 мм СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45. ЗАПАС ХОДА, км: 220

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 45, ширина рва, м ~ 3,5, высота стенки, м -1, глубина брода, м -1. СРЕДСТВА связи- оадиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З, танкофон на шесть абонентов или переговорный прибор типа "Сафар",(см. фото )

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.edbaa8c0-d846-4084-86bb-e514b2c85a58.001.jpeg

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6bd25c47-523e-4157-b9dd-82180de49ccf.001.jpeg

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.1b6619b5-0310-43de-a183-4c322bbde5ab.001.jpeg

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.206944d4-5447-4bd2-a176-056d7c8a96e7.001.jpeg

 

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6f168de0-9c2d-459f-8add-4f2dab27a9ef.001.jpeg

 

Последнее обновление 23.11.10 16:57